За демократическую АГС! Сайт коалиции общественных
организаций "За демократическую
альтернативную гражданскую службу"
Логотип кампании
о сайте о коалиции карта сайта поиск контакты
Национальная премия "Золотая Кувалда"
Компас призывника
МПД: Мы продолжаем движение!
Общество Возвращение
У тебя есть право не служить в армии!

Библиотека

Экспертное заключение Коалиции "За демократическую АГС" на Федеральный закон "Об АГС"

автор: Баранников А.Е. | добавлено: 28.11.2003

Это заключение было направлено в сентябре 2003 года в Комиссию по мониторингу Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

28 июля 2002 года Президентом России был подписан Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе (АГС)", незадолго до этого принятый Федеральным Собранием РФ.
Попытки законодательно урегулировать условия и порядок замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой предпринимались демократической общественностью с 1991 года, однако постоянно наталкивались на сопротивление военного лобби.

В современной России военная сфера является почти единственным государственным институтом, который не претерпел изменений со времен тоталитарного СССР. Мышление большинства граждан России, особенно старшего поколения, остается весьма милитаризованным. Юноши, которые имеют пацифистские и религиозные убеждения, и которые добиваются предоставления им альтернативной гражданской службы вместо воинской, воспринимаются государственными чиновниками как преступники и зачастую подвергаются уголовному преследованию.

Министерство обороны РФ предпочитало игнорировать волеизъявление несколько тысяч граждан, ежегодно отстаивавших в суде прямое действие конституционной нормы. Сообщество общественных правозащитных организаций, сложившееся за последние десять лет в России, активно выступало за принятие закона «Об альтернативной гражданской службе».

Считая необходимым скорейшее его принятие, правозащитные организации в то же время всегда возражали против принятия формального закона. Они выступали против дискриминационной модели АГС, которая придаст альтернативной службе характер наказания и фактически возобновит в России преследования за инакомыслие.

Но согласиться на введение в России либерального института альтернативной службы военные не могли.

Зимой 2002 года Правительство России внесло в Государственную Думу законопроект, подготовленный Министерством Обороны, который содержал целый ряд репрессивных положений.

Демократическая общественность инициировала довольно большую общественную кампанию, целью которой была либерализация законопроекта. В ходе этой кампании законопроект удалось немного улучшить.

Однако представители военного лобби организовали сильнейшее давление на депутатов Государственной Думы и Правительство РФ. В результате чего принятый Государственной Думой летом 2002 года закон имеет, по сути, репрессивный характер.

Формально Россия отчиталась за еще одно обязательство, принятое при вступлении в Совет Европы. Формально реализовано требование статьи 59, части 3 Конституции РФ. Восполнен законодательный пробел.

Однако российские граждане получили лишь видимость альтернативной гражданской службы.

1. Прежде всего, не соблюден гражданский характер альтернативной службы, так как законом допускается направление на альтернативную службу в военные организации (статья 4).
Поправки, предложенные Комитетом по законодательству Государственной Думы, о возможности прохождения альтернативной службы в организациях Вооруженных Сил только с согласия гражданина были, по настоянию Правительства, отклонены Думой.
Данное положение противоречит норме Конституции РФ, устанавливающей, что право на АГС возникает в случае противоречия военной службы вероисповеданию или убеждениям гражданина. При этом целый ряд религиозных конфессий, действующих в России, относит любую службу в составе вооруженных сил к разряду военной (например, Свидетели Иеговы), а многие лица, имеющие пацифистские убеждения, также считают неприемлемым для себя любое отношение к военной службе, военному руководству, деятельности, любым образом связанной с жизнеобеспечением военной системы. Таким образом, направление многих гражданин на АГС в состав гражданского персонала вооруженных будет точно так же противоречить их вероисповеданию либо убеждениям. В итоге Россия может получить десятки и сотни узников совести.
Кроме того, ряд международных документов (резолюция 1993/84 Комиссии ООН по правам человека, документы Копенгагенского совещания по человеческому измерению СБСЕ 1990г., Доклад Комитета по правовым вопросам и правам человека Парламентской ассамблеи Совета Европы №8809 от 13.07.2000г.) определяют, что формы АГС «не должны быть связаны со службой в боевых частях», «должны иметь гражданский характер», не должны быть «никак связаны с армией», «не должны находиться под управлением министерств обороны».

2. Срок альтернативной службы составляет, по закону, 42 месяца, для проходящих альтернативную службу в военных организациях - 36 месяцев (статья 5).

Данная норма идет вразрез с Докладом Комиссии по правам человека ООН (Е/CN.4/1993/122), где указано, что привлечение к АГС не должно носить характера наказания за убеждения. В действительности предлагаемый срок службы является карательной мерой по отношению к гражданам, проходящим АГС, так как с учетом темпов научно-технического прогресса и изменений в экономике отрыв на такой долгий срок от профессиональной деятельности, причем в наиболее плодотворном возрасте, создает квалификационное и карьерное отставание от сверстников, преодолеть которое практически невозможно. Данное обстоятельство приведет к исключению прошедших АГС из состава востребованной на рынке рабочей силы, что затем, повлечет за собой негативные социальные и демографические последствия.
Кроме того, в случае принятия этой нормы в России будет установлен самый высокий в абсолютном выражении среди стран Европы и СНГ срок АГС.

3. Противоречит Конституции и ограничивает право осуществления выбора обязанность гражданина подать заявление о замене военной службы альтернативной еще в несовершеннолетнем возрасте - в 17 лет, за шесть месяцев до наступления времени призыва (статья).
При этом молодой человек, юридически являющийся ребенком, должен обосновать свою позицию сначала в заявлении, а затем на призывной комиссии в ходе квазисудебной процедуры. Эту процедуру он должен пройти также до достижения совершеннолетия, хотя согласно статье 60 Конституции РФ, гражданин может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет. Этот жесткий порядок ограничивает свободу совести тех молодых людей, которые осознают свой выбор позднее, чем за шесть месяцев до призыва.
Утвержденный законом порядок не соответствует рекомендациям Комитета министров Совета Европы 1987 года. Этими Рекомендациями определяется, что заявление должно быть подано в срок, достаточный для его рассмотрения до призыва. Однако в Рекомендациях также указывается, что законом может быть предусмотрена возможность заявления об отказе и в период прохождения военной службы, если соответствующие основания возникают в этот период. Пояснительная записка к Рекомендациям уточняет, что причиной отказа от несения военной службы признается конфликт с совестью, и, следовательно, установление точного срока подачи заявления противоречило бы самой природе этого права.
Российский закон не только не допускает возможности перехода с военной службы на альтернативную. Он вводит жесткий срок подачи заявления, лишающий, по формальным основаниям, множество людей возможности заменить военную службу альтернативной.

4. Вызывает опасения коррупциогенность нового закона.

В законе четко не сформулировано, кто принимает окончательное решение, в какой организации и на какой территории заявитель будет проходить альтернативную службу. Данное положение допускает двойное толкование и, по всей видимости, решение будет принимать военный комиссар (статья 14). При этом закон устанавливает, что прохождение альтернативной службы организуется, "как правило", за пределами того субъекта Российской Федерации, где гражданин проживает (статья). Так как из правила предусмотрены исключения, возможность фактически произвольного оставления гражданина, направляемого на гражданскую службу, на территории постоянного проживания неизбежно приведет к коррупции. Избежать этого можно было при преимущественно территориальном порядке прохождения альтернативной службы, что и намного экономичнее (гражданин проживает дома, не нуждается в обеспечении общежитием, транспортных расходах). Однако военные, в целях сделать альтернативную службу менее привлекательной, настояли на ее экстерриториальном характере.

Закон вступает в силу 1 января 2004 года. Еще есть время, чтобы привести его в соответствие с Конституцией России, принципами европейского права.

Баранников А.Е., депутат Государственной Думы

Секретариат Коалиции общественных организаций «За демократическую АГС»
Москва, 23.08.2002

Файл: скачать (37 Кб)


В начало | Новости | Что пишут | Библиотека | Организации | Ссылки | Для призывников | Для экспертов | О сайте | Коалиция | НВП в школе


© Центр развития демократии и прав человека, 2001-2017. Все права защищены