За демократическую АГС! Сайт коалиции общественных
организаций "За демократическую
альтернативную гражданскую службу"
Логотип кампании
о сайте о коалиции карта сайта поиск контакты
Национальная премия "Золотая Кувалда"
Компас призывника
МПД: Мы продолжаем движение!
Общество Возвращение
У тебя есть право не служить в армии!

Библиотека

Обращение Коалиции “За демократическую АГС» к Председателю Правительства Российской Федерации Касьянову М.М.

автор: н/а | добавлено: 11.02.2002

Обращение содержит просьбу о продлении срока подготовки правительственного законопроекта «Об АГС» до внесения его в Госдуму и о создании экспертной группы при Правительстве, в состав которой были бы включены авторы всех законопроектов и эксперты НГО

12 февраля 2002 г.

Уважаемый Михаил Михайлович!

Проект федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", подготовленный Главным организационно-мобилизационным управлением Генштаба России, подвергся серьезной критике не только со стороны депутатов Государственной Думы и широкого круга общественных организаций, но и на заседании Правительства РФ.

Основные концептуальные возражения против этого проекта объяснялись узко ведомственным подходом к проблеме, проявленным разработчиками. Они проигнорировали особую социальную значимость альтернативной гражданской службы (АГС), не “вписав” ее в концепцию военной реформы, одобренную Президентом РФ, и предложив модель затратную и неэффективную. Эксперты и общественность справедливо восприняли ее как наказание граждан за их убеждения и вероисповедание.

Направленный на доработку, проект претерпел за прошедшие дни существенные изменения. Исправлено несколько его ключевых позиций. Авторы отказались от исключительно экстерриториального принципа прохождения альтернативной службы и от запрета на получение образования альтернативнослужащими.

Позитивно оценивая внесенные поправки, мы вынуждены в то же время по-прежнему выступить против данного законопроекта. Он остается антиконституционным и дискриминационным. И для такого вывода имеются весомые основания.

Конституция Российской Федерации говорит о праве на замену военной службы не службой без оружия, а гражданской. Между тем в законопроекте фактически предлагается альтернативная военная (а не гражданская) служба с прохождением ее в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях. Местами прохождения АГС не могут быть воинские части! Только при социальной направленности альтернативной службы она может послужить решению существующих, а не созданию новых проблем.

Некоторые эксперты считают, что на первых этапах введения системы АГС срок альтернативной службы может несколько превышать срок военной службы, но в разумных пределах, не более чем в полтора раза, и не при существующем сегодня сроке военной службы в два года. Устанавливать сегодня двойной срок, при весьма отдаленной перспективе сокращения продолжительности военной службы, - значит заранее обрекать все начинание на провал. По опыту других государств, в том числе Германии, стран Восточной и Центральной Европы и СНГ, от такого непосильного срока граждане будут правдами и неправдами уклоняться, как сегодня они уклоняются от призыва.

Можно уверенно утверждать, что такой “закон-наказание” с двойным сроком работать не будет, дискредитируя саму идею АГС и лишая Россию возможности использовать труд альтернативнослужащих для решения самых сложных социальных проблем. Мы уверены, что нет нужды повторять ошибки других стран и впоследствии переделывать принятый закон, теряя время и доверие граждан к государству и его правовой системе.

Несмотря на достигнутые на согласительной комиссии договоренности, военными разработчиками законопроекта вновь предпринята попытка обязать гражданина предоставлять доказательства наличия у него убеждений и вероисповедания. Предложена процедура сбора компрометирующих материалов на заявителя путем проведения с ним и “другими лицами” “индивидуальных бесед”, что представляет собой аналог оперативно-разыскных мероприятий. Такая модель принятия решения о праве гражданина на АГС представляется инквизиционной и неприемлемой.

Более того, вызывает принципиальное возражение предложенный авторами порядок направления на альтернативную службу. Согласно законопроекту, после того как призывной комиссией принято решение по заявлению призывника, направление на гражданскую службу осуществляет военный комиссар. С учетом заложенного в проекте права военкома направить гражданина в военное учреждение, такой порядок не будет способствовать привлечению альтернативнослужащих в социальную сферу, систему здравоохранения и другие отрасли.

Уважаемый Михаил Михайлович! Внесенные в законопроект изменения свидетельствуют о внимательном и конструктивном отношении Правительства к общественному мнению. Однако очевидно, что проект все еще нуждается в самой серьезной доработке.

Кроме того, ни один из имеющихся на сегодняшний день четырех законопроектов не базируется на продуманной модели управления АГС. Именно поэтому спор между авторами носит характер идейного противостояния, которое после принятия законопроекта будет автоматически перенесено на общество в целом. Вместе с тем, есть возможность не только снять эти противоречия, но и создать действительно эффективный механизм прохождения АГС, который будет во всех отношениях соответствовать интересам государства и общества.

Думаем, что лучше дать разработчикам еще некоторый срок для доработки текста, чем вносить в Думу проект, который не будет способствовать общественному согласию и, вполне вероятно, не приведет к снятию уже находящихся на рассмотрении в Госдуме депутатских законопроектов. Сегодня, когда имеется, наконец, политическая воля ввести в России альтернативную службу, крайне важно сделать это взвешенно и достойно.

У российских общественных организаций, занимающихся проблемой АГС много лет на федеральном и региональном уровне, накоплен огромный опыт в этой сфере, имеется значительный экспертный потенциал. Это проявилось и в многочисленных конструктивных законодательных предложениях в Государственную Думу, аналитических исследованиях в области экономики, управления, правовых основ внедрения АГС, проведении общественных экспериментов (а с прошлой осени – и муниципального эксперимента в Нижнем Новгороде). Уровень экспертизы и зрелости неправительственных организаций, действующих в этой сфере, проявился, в частности, на прошедшем в ноябре 2001 г. с Вашим участием Гражданском Форуме. Российские общественные организации готовы к конструктивному диалогу с Правительством и депутатами и имеют позитивный опыт такого диалога. В январе с.г. 40 общественных структур из более чем двух десятков регионов страны объединились в Коалицию неправительственных организаций “За демократическую АГС”. Общественное экспертное обсуждение модели АГС и выработка на ее основе согласованного текста закона будет соответствовать и договоренностям, достигнутым на Гражданском Форуме, и провозглашенным на нем принципам активного взаимодействия государства и гражданских организаций.

Просим Вас рассмотреть возможность принятия решения о продлении срока подготовки законопроекта до внесения его в Государственную Думу, а также возможность создания правительственной экспертной группы, в состав которой были бы включены авторы всех законопроектов и эксперты общественных организаций.

С уважением,

от имени Коалиции неправительственных организаций “За демократическую АГС”
Вахнина Л.В. (Правозащитный центр общества "Мемориал");
Гурский В.М. (Нижегородская миротворческая группа);
Джибладзе Г.Д. (Центр развития демократии и прав человека);
Кривенко С.В. (Гуманитарно-Благотворительный центр "Сострадание");
Шулика К.О. (Российское движение “Поколение Свободы”).

Поддержано:
Алексеева Л.М. (Московская Хельсинская Группа);
Рогинский А.Б. (Международное Историко-Просветительское и Правозащитное общество
“Мемориал”).

тел. (095) 203-91-96


В начало | Новости | Что пишут | Библиотека | Организации | Ссылки | Для призывников | Для экспертов | О сайте | Коалиция | НВП в школе


© Центр развития демократии и прав человека, 2001-2017. Все права защищены