За демократическую АГС! Сайт коалиции общественных
организаций "За демократическую
альтернативную гражданскую службу"
Логотип кампании
о сайте о коалиции карта сайта поиск контакты
Национальная премия "Золотая Кувалда"
Компас призывника
МПД: Мы продолжаем движение!
Общество Возвращение
У тебя есть право не служить в армии!

Библиотека

Меморандум Международного форума "Альтернативная гражданская служба. Европейский опыт и практика реализации в России"

автор: н/а | добавлено: 16.09.2002

Форум состоялся 14-15 сентября 2002 года в Нижнем Новгороде

Мы, участники международного форума, осознавая значимость социально-экономических и политических преобразований, проводимых в наших государствах, и направленных на реализацию прав и свобод человека, признавая права и свободы высшей ценностью, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, принимаем следующий МЕМОРАНДУМ.

В ст.59 Конституции РФ закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой. В России, начиная с 1993 года, было принято значительное число судебных решений, подтверждающих право граждан на прохождение альтернативной гражданской службы.

Осенью 2001 года в Нижнем Новгороде впервые в России городской призывной комиссией 20 граждан были направлены на альтернативную гражданскую службу. Молодые люди проходят ее и по сей день. В отсутствии федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" это решение городской призывной комиссии полностью соответствовало Конституции, так как основывалась на принципе ее прямого действия, входило в компетенцию призывной комиссии, установленную Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и не нарушало других федеральных законов.

Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе", принятый 23.07.2002, содержит целый ряд противоречащих международным нормам, российской Конституции и другим российским законам положений, является репрессивным, антисоциальным и направлен на защиту интересов военного руководства, а не интересов российского общества, государства и гражданина.

Среди прочего, он не содержит нормы о том, что прохождение гражданами альтернативной гражданской службы до принятия данного закона засчитывается в срок прохождения альтернативной гражданской службы. Более того, указанный закон вступает в силу с 1 января 2004 года, следовательно, и отношения, связанные с заменой военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, будут регулироваться только с 1 января 2004 года.

В современных российских условиях, при отсутствии глубоко укоренившихся традиций непосредственного применения конституционных норм для защиты прав граждан, эта ситуация может привести к необоснованным санкциям в отношении граждан, проходящих АГС, вплоть до мер уголовного преследования.

Для исправления этого положения необходимо дополнить федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" статьей, предусматривающей зачет срока гражданской службы гражданам, направленным на нее в законном порядке до дня официального опубликования этого закона.

Мы также настаиваем на внесении следующих наиболее важных положений, без учета которых закон будет противоречить российскому законодательству и международным документам, останется репрессивным, антисоциальным и неработающим:

1. Запрет на прохождение альтернативной гражданской службы в военных организациях.
2. Равенство срока прохождения альтернативной гражданской службы с продолжительностью срока военной службы по призыву.
3. Преимущественно территориальный принцип прохождения АГС.
4. Изменение закрепленного законом порядка направления на альтернативную службу:
a. исключение возможности рассмотрения вопроса о праве на АГС до достижения гражданином возраста 18 лет;
b. отказ от обязательной предварительной процедуры - подачи заявления на АГС не менее чем за 6 месяцев до начала призыва;
c. распространение права на АГС на граждан, проходящих военную службу по призыву;
d. подача заявления о прохождении АГС в призывную комиссию, а не в военный комиссариат.
5. Принцип направления на альтернативную гражданскую службу - заявительный.

Ст.7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь в условиях полного оздоровления экономики граждане России смогут рассчитывать на социальную помощь от государства в том размере, который действительно позволяет обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предписано Конституцией и международными обязательствами нашей страны.

Мы, участники форума, считаем альтернативную гражданскую службу одним из наиболее эффективных средств решения социальных проблем нашей страны.

Мы убеждены, что в сложившейся ситуации в России альтернативная гражданская служба, привлекая силы юношей, может реально решать многие социальные проблемы.

Мы считаем, что эксперимент, проводимый в Нижнем Новгороде, имеет бесспорное социальное значение, реализует общепризнанные принципы международного права, соответствует законодательным актам Российской Федерации.

Выражая приверженность ценностям прав человека, демократии и европейского сотрудничества, мы будем расширять взаимодействие друг с другом, гражданами, правительствами и парламентами наших стран и европейскими межгосударственными институтами с целью введения демократичной системы альтернативной службыи полноценной реализации фундаментального права человека на замену военной службы альтернативной гражданской службой во всех странах Европы.


В начало | Новости | Что пишут | Библиотека | Организации | Ссылки | Для призывников | Для экспертов | О сайте | Коалиция | НВП в школе


© Центр развития демократии и прав человека, 2001-2017. Все права защищены