За демократическую АГС! Сайт коалиции общественных
организаций "За демократическую
альтернативную гражданскую службу"
Логотип кампании
о сайте о коалиции карта сайта поиск контакты
Национальная премия "Золотая Кувалда"
Компас призывника
МПД: Мы продолжаем движение!
Общество Возвращение
У тебя есть право не служить в армии!

Библиотека

Экспертное заключение о правовых основаниях возмещения вреда и компенсации морального вреда при направлении на военную или альтернативную гражданскую службу лиц, которые не годны к прохождению военной службы по состоянию здоровья

автор: В.И. Миронов, Доктор юридических наук, профессор, член Независимого экспертно-правового совета, эксперт Комиссии по правам человека при Президенте РФ, судья в отставке | добавлено: 12.06.2004

Настоящее экспертное заключение может быть использовано при ведении гражданских дел по возмещению вреда и компенсации морального вреда при нарушении действующих медицинских правил призыва на военную службу и направления на заменяющую её АГС

В соответствии со ст.59 Конституции РФ на граждан Российской Федерации возлагается обязанность пройти военную или альтернативную гражданскую службу. В ч. 3 ст.59 Конституции рф сказано о том, что альтернативная гражданская служба заменяет военную. Поэтому для прохождения военной и альтернативной гражданской службы установлены единые медицинские критерии. Нарушение медицинских показаний при призыве на военную и направлении на альтернативную гражданскую службу может стать основанием для привлечения к ответственности в виде возмещения вреда и компенсации морального вреда. В связи с чем настоящее экспертное заключение может быть использовано при ведении гражданских дел по возмещению вреда и компенсации морального вреда при нарушении действующих медицинских правил призыва на военную службу и направления на заменяющую её альтернативную гражданскую службу.

На основании ч.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При направлении на военную и заменяющую ее альтернативную гражданскую службу лиц, не годных по состоянию здоровья, расходы несет военное ведомство в виде оплаты стоимости проезда к месту службы и обратно, суточного питания за время нахождения в пути и военной части, аналогичные расходы возникают и при направлении на альтернативную гражданскую службу у органов и организаций, которые их произвели.

В ст.150 ГК РФ перечислены нематериальные блага, в частности здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, неприкосновенность частей жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, а также другие неимущественные права и блага, защита которых может быть осуществлена путем взыскания компенсации морального вреда с лиц, совершивших действия, нарушающие неимущественные права или посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Очевидно, что при призыве на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу лиц, имеющих право на освобождение от военной службы по состоянию здоровья, нарушаются перечисленные неимущественные права и ограничиваются нематериальные блага гражданина, что является основанием для взыскания в его пользу компенсации морального вреда.

В ст. 1064 ГК РФ определены общие основания привлечения к ответственности за причинение вреда. Для компенсации морального вреда в ст. 1099 ГК РФ определены аналогичные основания. Разница заключается лишь в том, что возмещение вреда призвано возместить материальные потери, тогда как компенсация морального вреда выступает в качестве способа защиты личных неимущественных прав и нематериальных благ гражданина. В связи с изложенным вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Под имуществом в данном случае имеются в виду и произведенные денежные затраты, так как в ч.2 ст.130 ГК РФ денежные средства отнесены к движимому имуществу. Таким образом, у причинителя вреда и лиц, допустивших нарушение неимущественных прав и ограничение нематериальных благ гражданина, возникает обязанность по возмещению вреда и компенсации морального вреда.

В ч.1 ст.1058 ГК РФ на юридическое лицо возложена обязанность по возмещению вреда и компенсации морального вреда, причиненных его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Данное правило распространяется и на врачей, осуществляющих в пределах своих трудовых или служебных обязанностей освидетельствование граждан, призываемых на военную или направляемых на заменяющую её альтернативную гражданскую службу. Врачи муниципальных медицинских учреждений в этот период выполняют трудовые обязанности, врачи военных медицинских учреждений - свои служебные обязанности. В данном случае они лишь откомандированы для выполнения соответственно трудовых или служебных обязанностей в медицинскую комиссию, создаваемую органом местного самоуправления для освидетельствования граждан на предмет их годности или негодности к военной службе. Поэтому за действия врача несет ответственность организация, с которой он состоит в трудовых отношениях.

Признание гражданина, имеющего по медицинским показаниям освобождение от военной службы, годным к ее прохождению происходит по вине конкретных врачей, которые не выполнили свой профессиональный долг и не выявили противопоказания для прохождения военной службы. Выявление таких врачей позволяет предъявить требований о возмещении вреда и компенсации морального вреда к организациям, с которыми они состоят в трудовых или служебных отношениях.

В представленных материалах имеются решения Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 16 декабря 1996 года о взыскании с РВК в качестве компенсации морального вреда за незаконный призыв на военную службу 1 761 000 неденоминированных рублей и Арбитражного суда Тюменской области от 22 октября 1998 года о взыскании с Администрации Викуловского района Тюменской области в пользу Федеральной пограничной службы 5 397 руб. 50 коп. в связи с направлением на военную службу гражданина, который имеет заболевание, освобождающее от ее прохождения.

В соответствии со ст.27 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в состав призывной комиссии, создаваемой решением главы соответствующего органа местного самоуправления, входят заместитель главы органа местного самоуправления в качестве председателя комиссии, военный комиссар - в качестве заместителя председателя комиссии, другие лица, представляющие различные организации. Указанные лица также командируются в состав призывной комиссии органом или организацией, с которыми они состоят в трудовых отношениях. В связи с чем органы и организации, с которыми члены комиссии состоят в трудовых или служебных отношениях, отвечают за их деятельность в период работы в призывной комиссии, в том числе и за причинение по их вине материального ущерба или морального вреда. В связи с изложенным возложение на РВК обязанности по компенсации морального вреда в связи с незаконным призывом и направлением на военную службу следует признать законным и обоснованным, поскольку в данном случае ответственность на РВК возложена в связи с виновными действиями руководителя военкомата, который, исполняя служебные обязанности при работе в призывной комиссии, не принял меры по принятию комиссией законного решения по его обжалованию с целью приведения в соответствие с законодательством, не отказался от направления на военную службу гражданина, который имел право на прохождение альтернативной гражданской службы. За виновные действия руководителя организации в соответствии с перечисленными нормами законодательства ответственность несет непосредственно организация. Тем более, что в соответствии со ст.27 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военный комиссар является единственным руководителем, который по должности входит в призывную комиссию на правах ее заместителя.

Привлечение к ответственности органа местного самоуправления за виновные действия его должностных лиц при исполнении служебных обязанностей, в том числе при работе в призывной комиссии, также соответствует требованиям законодательства. Взыскание с органа местного самоуправления ущерба за действия врача учреждения здравоохранения соответствующего муниципального образования также может быть признано законным, поскольку данное учреждение финансируется из бюджета органа местного самоуправления. Тогда как в соответствии с ч.5 ст.20 ТК РФ по обязательствам таких учреждений может нести ответственность их собственник, то есть орган местного самоуправления, осуществляющий их финансирование.

Привлечение к ответственности за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей органа или организации позволяет им предъявить регрессные требования к работнику, по вине которого орган либо организация понесли ущерб в виде возмещения ущерба и (или) компенсации морального вреда. В соответствии со ст.ст.232,233,238, 241 ТК РФ работодатель вправе потребовать взыскания с работника, по вине которого им произведены указанные выплаты, причиненный в связи с этим ущерб в полном объеме, но не превышающем средний месячный заработок работника. Аналогичные правила действуют и при привлечении к материальной ответственности военнослужащих, по вине которых причинен ущерб в виде взыскания убытков и компенсации морального вреда. Помимо перечисленных норм ТК при взыскании ущерба с военнослужащих применяется Положение о материальной ответственности военнослужащих.

С иском о взыскании убытков, причиненных в связи с направлением на военную или альтернативную гражданскую службу, лиц, которые имеют право на освобождение, могут обращаться органы и организации, которые понесли такие убытки. Ответчиком по таким делам могут быть признаны РВК и орган местного самоуправления, представители которых не выполнили свои служебные обязанности надлежащим образом. В связи с тем, что подобные споры возникают между юридическими лицами, они относятся к подведомственности арбитражного суда. Гражданин вправе требовать от указанных ответчиков возмещения ущерба и компенсации морального вреда, причиненных в связи с незаконным призывом на военную или незаконным направлением на альтернативную гражданскую службу. Требования гражданина относятся к подведомственности судов общей юрисдикции.

Органы и организации вправе предъявить требования о возмещении материального ущерба, к работникам, по вине которых они произвели выплаты в счет возмещения ущерба и компенсации морального вреда. Такие требования также отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции. В соответствии с п. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Дела, возникающие в связи с возмещением убытков и компенсацией морального вреда при призыве на военную или направлении на альтернативную гражданскую службу, предполагают взыскание средств бюджетов различных уровней. По этой причине в зависимости от того, из какого бюджета выплачиваются средства, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор может инициировать гражданский процесс о взыскании материального ущерба с работника, по вине которого выплачены бюджетные средства в возмещение убытков и компенсации морального вреда, поскольку в этом случае он также будет защищать интересы Российской Федерации, ее субъектов или органа местного самоуправления, из бюджета которых произведены указанные выплаты.

Настоящее экспертное заключение может быть использовано в качестве документа, подтверждающего изложенные в нем правовые позиции, при ведении гражданских дел.

Файл: скачать (45 Кб)


В начало | Новости | Что пишут | Библиотека | Организации | Ссылки | Для призывников | Для экспертов | О сайте | Коалиция | НВП в школе


© Центр развития демократии и прав человека, 2001-2017. Все права защищены