За демократическую АГС! Сайт коалиции общественных
организаций "За демократическую
альтернативную гражданскую службу"
Логотип кампании
о сайте о коалиции карта сайта поиск контакты
Национальная премия "Золотая Кувалда"
Компас призывника
МПД: Мы продолжаем движение!
Общество Возвращение
У тебя есть право не служить в армии!

Библиотека

Обоснование гражданином заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой и основания отказа в такой замене

автор: Лев Левинсон, эксперт Института прав человека | добавлено: 17.10.2004

Текст содержит комментарии к статьям Федерального закона об "АГС" (ст.11 и 12), касающихся подачи гражданами заявления на АГС и рассмотрения призывной комиссией этих заявлений

Обоснование гражданином заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой и основания отказа в такой замене

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

Это требование закона раскрывается в пункте 2 той же статьи. Согласно данному пункту, обоснование гражданином своей позиции выражается:
в указании им в заявлении причин и обстоятельств, побудивших его ходатайствовать о замене военной службы альтернативной гражданской службой;
в предоставлении автобиографии, характеристики с места работы и (или) учебы, других документов;
в указании им лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Причины и обстоятельства, которыми гражданин мотивирует свой выбор, излагаются в заявлении в свободной форме. Закон не обязывает гражданина излагать свои убеждения подробно и детально или обосновывать свой религиозный выбор. При этом заявитель вправе описать в заявлении свои взгляды, свое понимание военной и альтернативной гражданской службы, формирование своих убеждений и нравственных принципов. В то же время он может указать на побудительные причины лишь в общей форме, рассчитывая, в частности, на более полное изложение совей позиции на заседании призывной комиссии, где он должен быть заслушан.

Автобиография составляется гражданином также в свободной форме, но должна содержать информацию о дате и месте рождения, основные сведения о родителях, о составе семьи, об образовании, специальности, квалификации, имеющемся опыте работы. Гражданин вправе указать в автобиографии на свое членство или участие в общественных и религиозных объединениях. Требование на указание в автобиографии национальности, вероисповедания, принадлежности к политическим партиям, общественным или религиозным объединениям не допускается.

Другие прилагаемые гражданином документы должны быть относимы к его заявлению о замене военной службы альтернативной гражданской службой. Это могут быть характеристики из других организаций (помимо места работы или учебы), в частности, жилищного органа либо товарищества собственников жилья по месту жительства, от профсоюза, совета трудового коллектива, копии документов, свидетельствующих о наличии у гражданина образования, специальности, квалификации, опыта предыдущей работы, документы либо копии документов о состоянии здоровья заявителя и членов его семьи, семейном положении, копии благодарностей, грамот, официальных писем, заявления лиц, подтверждающих достоверность доводов гражданина, адресованные призывной комиссии и нотариально заверенные, а также справки и характеристики от общественных или религиозных объединений. К гражданину не может предъявляться требование о предоставлении справки либо иного документа религиозного объединения, подтверждающих его вероисповедание.

К заявлению может быть приложено и судебное решение в случае, если гражданин заявлял о замене ему военной службы альтернативной службой до 1 января 2004 года и обжаловал в суд отказ в предоставлении ему данного права.

Гражданин вправе указать в заявлении лицо или нескольких лиц, согласных подтвердить его доводы. При этом должно быть указано, в каких отношениях находятся к гражданину указанные им лица (родители, другие родственники или близкие, коллеги по работе, одноклассники, однокурсники, руководители, члены или участники общественного или религиозного объединения и т.п.). Отсутствие в заявлении гражданина указания на лиц, согласных подтвердить его доводы, не может служить основанием для отказа в принятии и регистрации заявления, равно как и принятия решения об отказе ему в замене военной службы альтернативной гражданской службой. При этом военный комиссариат вправе предложить гражданину дополнительно представить уточняющие данные об указанных в заявлении лицах в случае неполноты содержащихся сведений. Такие дополнительные данные могут быть представлены гражданином и по истечении срока подачи заявления, но до получения им извещения о времени и месте проведения заседания призывной комиссии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:
выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов;
анализа документов, представленных гражданином;
анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

По смыслу закона, гражданину должна быть предоставлена возможность выступить на заседании призывной комиссии. В своем выступлении гражданин вправе сослаться на то, что его позиция достаточно аргументировано изложена в заявлении и не излагать свои доводы повторно, однако обязан ответить на вопросы членов комиссии. При этом не допускается задавать гражданину вопросы, унижающие его честь и достоинство, а также оскорбляющие его религиозные или иные убеждения.

Следует учитывать, что согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 23 ноября 1999 года № 16-П, право гражданина, гарантированное частью 3 статьи 59 Конституции РФ, является "именно индивидуальным правом, т.е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте, а значит, должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет". Из этого следует, что военная служба может быть несовместима с религиозными воззрениями гражданина даже в случае, если догматические или иные вероучительные установления конфессии, к которой он себя относит, не содержат предписаний, не допускающих прохождение военной службы. Хотя члены комиссии вправе задавать гражданину вопросы, направленные на уточнение и конкретизацию его доводов, сам факт "ошибочного" (т.е. не совпадающего с определенной доктриной) понимания гражданином предписаний той или иной религии, равно как незнание гражданином вероучительных текстов не могут, сами по себе, служить основанием для отказа в признании его права на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

На заседании призывной комиссии вправе выступить лица, приглашенные гражданином на заседание призывной комиссии. Отсутствие таких лиц не является основанием для принятия решения об отказе.

Закон, определяя перечень оснований, исходя из которых комиссия выносит заключение или принимает решение, не допускает выступления на заседание призывной комиссии лиц, приглашенных не гражданином, а, например, военным комиссаром или самой призывной комиссией. Информация третьих лиц, полагающих доводы гражданина необоснованными, может быть представлена призывной комиссии только в виде дополнительных материалов - полученных комиссией из военного комиссариата либо иных организаций заявлений граждан, а также заявлений, поступивших непосредственно в призывную комиссию, достоверность авторства которых комиссией проверена. Члены призывной комиссии вправе задавать вопросы лицам, приглашенным гражданином на заседание.

Неявка лиц, указанных в заявлении гражданина как согласных подтвердить доводы его заявления и приглашенных на заседание призывной комиссии, не может служить основанием для отказа по его заявлению.

Анализ призывной комиссией документов, представленных гражданином, предполагает их рассмотрение на предмет соответствия Федеральному закону "Об альтернативной гражданской службе", определенности содержащихся в них сведений, их согласованности и отсутствия противоречий.

Предусматривая вынесение заключения (принятие решения) на основании, в том числе, анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией, закон допускает получение комиссией материалов, касающихся вопроса о признании права гражданина на замену военной службы альтернативной службой, из любых законных источников. Поскольку в данном случае в законе применен более общий термин "материалы", призывная комиссия может исследовать обстоятельства, касающиеся гражданина, не только на основании документов, представленных военным комиссариатом и другими органами, общественными объединениями, но и публикаций в различных изданиях, касающихся конкретного гражданина, фотографий, видеоматериалов и др. При этом должно соблюдаться правило допустимости документов и других материалов: документы должны быть надлежащим образом оформлены, заявления частных лиц нотариально заверены, публикации в СМИ иметь соответствующие реквизиты.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона, по итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене. Исчерпывающий перечень оснований отказа содержится в пункте 4 той же статьи. Таких оснований пять:
гражданин нарушил срок и (или) порядок подачи заявления, определяемые статьей 11 закона и положением о порядке прохождения альтернативной службы;
характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
в заявлении гражданина и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную службу и он от нее уклонился.

При этом ни одно из перечисленных оснований отказа не является императивным: по норме закона, во всех указанных случаях призывная комиссия может, но не обязана принять решение об отказе. Так, комиссия вправе принять положительное решение и при незначительном нарушении срока подачи заявления, установленного статьей 11, либо при отсутствии предусмотренных законом характеристик. Заведомо ложные сведения, содержащиеся в документах, представленных в комиссию не гражданином, а другими лицами, не должны рассматриваться как основания для отказа.

Все основания отказа, указанные в законе, формализованы и не допускают расширительного толкования. Факт несоответствия доводам гражданина характеризующих его документов и других данных должен быть установлен комиссией и указан в мотивированном решении об отказе. Такое несоответствие может основываться исключительно на исследованных на заседании комиссии материалах, в том числе на выступлении гражданина и приглашенных им лиц. Бремя доказывания данного несоответствия возлагается на призывную комиссию.

В основу отказа не могут быть положены оценочные суждения о недостаточной убедительности выступления гражданина, поверхностном характере его религиозных представлений, если не имеется документально подтвержденных фактов или подтвержденных на заседании комиссии сведений, прямо указывающих на их несоответствие доводам гражданина, т.е. дающих достаточные основания полагать, что его утверждение о наличии у него убеждений или вероисповедания не соответствует действительности.

Так, комиссия может установить, что в материалах, представленных органом внутренних дел, жилищными органами, учреждением образования содержатся сведения, опровергающие доводы гражданина о неприятии им любого насилия. Показания лиц, приглашенных гражданином, могут существенно расходиться со сведениями, сообщаемыми им о себе в заявлении и автобиографии. Могут быть получены материалы, свидетельствующие о членстве гражданина в военизированных организациях, привлечении его к ответственности за хулиганские действия, связанные с насилием. Такого рода обстоятельства могут служить основанием для отказа. В то же время призывная комиссия обязана внимательно рассматривать объяснения гражданина по соответствующим фактам, принимать во внимание фактор времени, возрастную специфику, учитывать формирующиеся личностные установки.

Как правило, не должно служить достаточным поводом для отказа участие гражданина в период обучения в занятиях по начальной военной подготовке, поскольку в большинстве случаев невозможным для человека, не приемлющего военную службу, является не само по себе прикосновение к оружию, а именно военная служба. Тем более, не должно рассматриваться как основание для отказа пользование или владение охотничьим оружием, за исключением случаев, когда гражданин утверждал, что никогда не брал в руки оружия.

Таким образом, закон не содержит предписаний о необходимости доказывания гражданином наличия у него убеждений или вероисповедания, поскольку такое требование противоречило бы статье 29 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений. На гражданина возлагается обязанность обосновать, но не доказать свой выбор. Отказ, мотивированный тем, что гражданин "не доказал" наличие у него убеждений или вероисповедания, законом не предусмотрен и является неприемлемым.

Призывная комиссия, вынося заключение по заявлению, должна исходить из презумпции добросовестности гражданина, однако вправе, основываясь на имеющихся в ее распоряжении документах и других данных, принять решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Решение комиссии может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Файл: скачать (45 Кб)


В начало | Новости | Что пишут | Библиотека | Организации | Ссылки | Для призывников | Для экспертов | О сайте | Коалиция | НВП в школе


© Центр развития демократии и прав человека, 2001-2017. Все права защищены