За демократическую АГС! Сайт коалиции общественных
организаций "За демократическую
альтернативную гражданскую службу"
Логотип кампании
о сайте о коалиции карта сайта поиск контакты
Национальная премия "Золотая Кувалда"
Компас призывника
МПД: Мы продолжаем движение!
Общество Возвращение
У тебя есть право не служить в армии!

Библиотека

Обращение Участников VII Конференции всеросстйской коалиции общественных организаций «За демократическую альтернативную гражданскую службу»

автор: н/а | добавлено: 19.12.2004

Обращение, адресованное представителям законодательной и исполнительной власти всех уровней, содержит требования и рекомендации по реформированию законодательства в сфере АГС и призыва. Принято на VII Конференции Коалиции 6-7 декабря 2004 г. в Москве

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Грызлову Б.В.

Председателю Правительства Российской Федерации
Фрадкову М.Е.

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации
Лукину В.П.

Руководителю Федеральной службы по труду и занятости
Топилину М.А.

Руководителям законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Главам муниципальных образований, председателям представительных органов
муниципальных образований, главам местных администраций


ОБРАЩЕНИЕ
Участников YII Конференции Всероссийской коалиции общественных организаций «За демократическую альтернативную гражданскую службу»

6-7 декабря 2004 года, Москва

Прошло около года со дня вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Сотни альтернативнослужащих уже работают в большинстве регионов страны.

Начальный опыт становления АГС позволил увидеть как большой социальный потенциал этой службы, так и возникающие трудности и препятствия ее развитию - законодательные и организационные.

Коалиция «За демократическую альтернативную гражданскую службу» изначально выступала за социально ориентированную и недискриминационную модель АГС. Мы по-прежнему весьма критически относимся к указанному закону, принятому под давлением Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба, и считаем необходимым его глубокую переработку. Мы убеждены, что концептуальный пересмотр закона должен и может произойти в не столь отдаленном будущем и будет включать сокращение срока службы (являющейся сегодня самой продолжительной в мире), отказ от преимущественной экстерриториальности и использования альтернативнослужащих в организациях военной подведомственности, упрощение доступа на АГС, возможность прохождения АГС в муниципальных организациях.

Будучи реалистами, мы осознаем, что совершенствование законодательства об АГС – продолжительный и трудоемкий процесс. В то же время мы убеждены, что внесение отдельных и весьма важных изменений в закон об АГС уже назрело и вполне возможно в самое ближайшее время.
I. В связи с этим мы обращаемся в Государственную Думу со следующими предложениями:
1. Наиболее острой и злободневной проблемой, мешающей организации альтернативной службы, приводящей к неоправданным затратам и лишающей работодателей заинтересованности в привлечении альтернативнослужащих на вакантные рабочие места является принцип преимущественной экстерриториальности (статья 4 закона), согласно которому граждане проходят АГС, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. С отказом от этого положения альтернативная служба перестанет быть обузой для общества и сможет доказать свою эффективность и полезность людям.

Государственная Дума третьего созыва осенью 2003 года сделала шаг к отмене этого несуразного принципа, приняв в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 5 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», внесенный депутатами – членами Комитета по обороне. Дальнейшее рассмотрение законопроекта было отложено до вступления в силу указанного Федерального закона. Полагаем, что теперь необходимость отказа от преимущественной экстерриториальности сполна подтвердила практика применения закона.

Полагаем необходимым скорейшее принятие указанного законопроекта, определяющего, что граждане проходят АГС как по месту жительства, так и за его пределами.
2. Согласно статье 20 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» организации, где предусматривается прохождение АГС, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих эту службу вне территории, где они постоянно проживают. На сегодняшний день эта норма порождает множество трудноразрешимых проблем, решение которых невозможно без корректировки закона.

Дело в том, что организации социальной сферы, служба в которых, несмотря на низкую заработную плату, предпочтительна для многих граждан, не имеют общежитий, а предоставляемые ими жилые помещения не отвечают требованиям, предъявляемым к общежитиям Примерным положением, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года № 328.

Поскольку даже в случае отказа от преимущественной экстерриториальности необходимость направления граждан на АГС за пределы места их жительства сохранится, считаем целесообразным дополнение статьи 20 закона указанием на обеспечение граждан общежитием либо служебным жильем.

3. Закон устанавливает, что граждане, проходящие АГС, подлежат обязательному государственному социальному страхованию (статья 20). Однако порядок такого страхования для альтернативнослужащих не определен, что также требует принятия соответствующих законодательных решений.

II. Считаем необходимым обратить внимание Правительства РФ на следующие проблемы организации альтернативной гражданской службы.

1.Статья 23 Федерального закона определяет, что гражданин подлежит увольнению с АГС в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе. Однако доступ альтернативнослужащего на военно-врачебную комиссию представляется затруднительным, поскольку Положением о военно-врачебных комиссиях, утвержденным Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123, не предусмотрено никаких обязанностей таких комиссий по отношению к гражданам, проходящим АГС. В связи с этим представляется необходимым внесение дополнений в данное Положение

2. Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 года № 256, определено, что федеральным министерством (ведомством) или главой исполнительного органа власти субъекта РФ, которому подчинена организация, где граждане проходят альтернативную службу, должны быть определены ответственные должностные лица, уполномоченные принимать конкретные решения по альтернативнослужащим (рассматривать их обращения и жалобы, принимать решения об увольнении и т.п.). Поскольку в большинстве федеральных и региональных органов такие должностные лица не назначены, представляется необходимым в кратчайшие сроки решить этот существенный организационный вопрос.

3. С учетом неизбежных на начальном этапе развития АГС ошибочных решений в отношении альтернативнослужащих со стороны работодателей, считаем важным предложить Правительству РФ принять меры по усилению контроля за соблюдением трудовых прав альтернативнослужащих государственными инспекциями труда.

III. Мы просим Уполномоченного по правам человека в РФ в соответствии со статьей 29 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" обратиться в Конституционный Суд РФ по жалобе гражданина, обжалующего срок альтернативной гражданской службы.

В соответствии с Заключительными замечаниями Комитета ООН по правам человека от 6 ноября 2003 года относительно Российской Федерации (п.17) Комитет "по-прежнему озабочен тем, что закон "Об альтернативной гражданской службе", который вступит в силу 1 января 2004 г., представляется по сути карательным, поскольку устанавливает срок гражданской службы в 1,7 раза больше, чем обычный срок воинской службы по призыву". Комитет ООН указывает, что "государство-участник должно сократить продолжительность альтернативной гражданской службы до срока, равному сроку обычной воинской службы по призыву, и обеспечить соответствие условий прохождения АГС статьям 18 и 26 Пакта".

IV. Мы обращаемся в Федеральную службу по труду и занятости с предложением рекомендовать своим территориальным органам (представители которых входят в состав призывных комиссий) вести мониторинг и анализ оснований отказов, выносимых призывными комиссиями по заявлениям граждан о замене военной службы альтернативной гражданской службой.

Принятие призывными комиссиями таких решений фактически происходит в закрытом от общественного контроля режиме, в связи с чем обоснованность отказов не поддается проверке. В то же время имеются основания считать, что в ряде случаев решения об отказе в предоставлении права на АГС не соответствуют основаниям, предусмотренным законом.

V. Мы обращаемся к законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, главам муниципальных образований, председателям представительных органов муниципальных образований, главам местных администраций с призывом предпринять в пределах их компетенции и с учетом имеющихся возможностей действия по защите прав альтернативнослужащих.

Потребность в работниках существует прежде всего в организациях здравоохранения и социальной защиты. Служба в больницах, домах престарелых, интернатах более всего отвечает и самой природе АГС. В то же время именно в этих организациях заработная плата младшего медицинского персонала и других работников в большинстве случаев существенно ниже прожиточного минимума. Представляется, что интересам региона и целям обеспечения прав инвалидов, престарелых, других категорий, нуждающихся в особом попечении, отвечало бы стимулирование привлечения альтернативнослужащих в эту сферу.

Статья 349 Трудового кодекса РФ предусматривает для работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Эта норма может служить правовым основанием для принятия на уровне субъектов РФ и муниципальных образований решений по социальной поддержке альтернативнослужащих. Учитывая немногочисленность таких граждан, было бы законным, обоснованным и справедливым, а также вполне осуществимым принятие на местном уровне решений о выдаче гражданам, проходящим АГС, зарплата которых ниже прожиточного минимума, бесплатных талонов на питание, наделение их правом бесплатного проезд в городском транспорте, льгот по пользованию коммунальными услугами, организация для них бесплатного банно-прачечного обслуживания, бесплатного посещения музеев и других культурных заведений.

Кроме того, одним из вариантов решения вопроса о предоставлении иногородним альтернативнослужащим общежития могло бы стать создание объединенных межведомственных общежитий, в которых могли бы размещаться граждане, проходящие службу в различных организациях, не имеющих собственного жилья.

Альтернативная гражданская служба как новый институт нуждается в повышенном государственном и общественном внимании. Убеждены, что для преодоления имеющихся сложностей и исправления ошибок требуются совместные усилия органов власти и общественных организаций. Позитивный опыт взаимодействия Коалиции и Федеральной службы по труду и занятости укрепляет нас в уверенности, что большинство перечисленных проблем может быть успешно разрешено.

Файл: скачать (8 Кб)


В начало | Новости | Что пишут | Библиотека | Организации | Ссылки | Для призывников | Для экспертов | О сайте | Коалиция | НВП в школе


© Центр развития демократии и прав человека, 2001-2017. Все права защищены