За демократическую АГС! Сайт коалиции общественных
организаций "За демократическую
альтернативную гражданскую службу"
Логотип кампании
о сайте о коалиции карта сайта поиск контакты
Национальная премия "Золотая Кувалда"
Компас призывника
МПД: Мы продолжаем движение!
Общество Возвращение
У тебя есть право не служить в армии!

Библиотека

Законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обороны и военной службы в части, касающейся учебных военных центров"

автор: Правительством РФ | добавлено: 06.04.2006

Вносится Правительством Российской Федерации Проект № 285629-4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обороны и военной службы
в части, касающейся учебных военных центров

Статья 1
Внести в статью 6 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 23, ст. 2750; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; № 52, ст. 5598) следующие изменения:
1) подпункт 13 изложить в следующей редакции:
"13) принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, учебных военных центров, факультетов военного обучения (военных кафедр) при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;";

2) подпункт 14 изложить в следующей редакции:
"14) утверждает положения об учебных военных центрах, факультетах военного обучения (военных кафедрах) при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;".

Статья 2
Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст. 3613; 2001, № 7, ст. 620, 621; 2002, № 30, ст. 3033; 2003, № 8, ст. 709; № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4437; 2004, № 18, ст. 1687; № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212; № 30, ст. 3110, 3111; № 49, ст. 5127; 2006, № 1, ст. 10) следующие изменения:
1) в статье 17:
в пункте 1:
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"обучение по программам военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;";

дополнить абзацем следующего содержания:
"обучение по программам военной подготовки в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.";
2) в статье 20:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Гражданин до достижения им возраста 30 лет, обучающийся по очной форме обучения в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья, отвечающий профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям и отобранный Министерством обороны Российской Федерации на конкурсной основе, вправе заключить с Министерством договор об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении. Гражданину, проходящему обучение по программе подготовки офицеров запаса, выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.";
дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. Договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, не может быть заключен с гражданином, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также с гражданином, в отношении которого ведется уголовное преследование.";
пункты 2 - 4 изложить в следующей редакции:
"2. Гражданин, не заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, не может обучаться на военной кафедре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
3. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Указанные программы могут предусматривать обучение граждан женского пола.
4. Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования осуществляет подбор и назначение преподавательского состава военной кафедры при этом образовательном учреждении.";
3) дополнить статьей 201 следующего содержания:
"Статья 201. Обучение граждан по программам военной подготовки в учебных военных центрах

1. Гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при этом образовательном учреждении и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания такого образовательного учреждения. Гражданину, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, выплачиваются за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.
2. Гражданин, не заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, не может обучаться по программе военной подготовки в учебном военном центре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
3. Гражданин, заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, обязан непосредственно после окончания государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации либо с другим федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 статьи 38 настоящего Федерального закона. В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы этот гражданин обязан возместить в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в целях обороны и безопасности государства, при этом он подлежит призыву на военную службу в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Министерство обороны Российской Федерации либо другой федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, непосредственно после окончания гражданином государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования заключает с указанным гражданином контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 статьи 38 настоящего Федерального закона и присваивает ему воинское звание офицера.
5. Гражданин, отчисленный из учебного военного центра при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования за нарушение устава или правил внутреннего распорядка этого образовательного учреждения либо не заключивший контракт о прохождении военной службы в соответствии с договором, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в целях обороны и безопасности государства, в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.
6. Прием граждан на обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования
осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
7. Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, реализующим программу военной подготовки, осуществляет подбор и назначение преподавательского состава учебного военного центра при этом образовательном учреждении.";
4) абзац пятый пункта 1 статьи 21 изложить в следующей редакции:
"участвуют в создании, финансировании и материально-техническом обеспечении образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, военных кафедр и учебных военных центров при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также организаций, которые осуществляют подготовку граждан к военной службе на договорной основе.";

5) пункт 3 статьи 38 дополнить подпунктом "д" следующего содержания:
"д) с гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования и получившим воинское звание офицера, - на три года.";
6) в статье 52:
абзац третий пункта 1 изложить в следующей редакции:
"успешно завершивших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших эти образовательные учреждения;";
абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2. Гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном
образовательном учреждении высшего профессионального образования, при зачислении в запас Министр обороны Российской Федерации присваивает воинское звание офицера.".


Статья 3
Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Президент
Российской Федерации



ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации по вопросам обороны и
военной службы в части, касающейся учебных военных центров"

Реализация законопроекта потребует на начальном этапе дополнительных расходов из федерального бюджета на дополнительные стипендии и другие выплаты (далее по тексту - дополнительные выплаты) студентам, заключившим договор на обучение по очной форме в учебных военных центрах по программам военной подготовки и для последующего прохождения военной службы по контракту на должностях, подлежащих комплектованию офицерами.
Результаты проведенного мониторинга показывают, что значительная часть студентов выражает готовность заключить контракт о прохождении военной службы после окончания государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования при условии получения дополнительных выплат, существенно превышающих нынешние. В ходе проведенных исследований в 18 субъектах Российской Федерации, было изучено мнение более 5,5 тысяч студентов. Около половины из них высказали желание проходить военную службу по контракту в случае, если им будут обещаны дополнительные выплаты, 80% студентов обозначили дополнительные выплаты в размере 1500 рублей в месяц.
Учитывая тот факт, что названная категория студентов согласна проходить военную службу в добровольном порядке (сроком не менее трех лет), представляется целесообразным установить им дополнительные стипендии и другие выплаты, которые будут соизмеримы с размером денежного довольствия курсантов военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, заключивших контракт о прохождении военной службы. Анализ показывает, что в этом случае обучаться на базе учебных военных центров будет наиболее подготовленная в профессиональном и морально-психологическом отношении часть студенчества, что в последующем положительным образом скажется на комплектовании первичных офицерских должностей кандидатами из числа выпускников гражданских государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Ориентировочно содержание военно-учебных заведений составляет 10-12% от общих расходов федерального бюджета на национальную оборону (без учета вооружения и военной техники). При этом в структуре затрат непосредственно на нужды образовательного процесса идет не более 12%, на содержание фондов - 46%. Прямые затраты на содержание одного обучаемого составляют более 60 тыс. рублей в год (денежное, вещевое, продовольственное обеспечение), а включая содержание основных фондов - более 300 тыс. рублей в год (все виды затрат вуза).
В настоящее время расходы Министерства обороны Российской Федерации, связанные с разницей в стоимости подготовки 1 курсанта (минимум 60 тыс. руб. в год) и одного студента (порядка 48-50 тыс. руб.). Учитывая, что для покрытия текущего некомплекта ежегодно необходимо готовить до 3 тыс. офицеров, и при этом в вузах содержать 15 тыс. обучаемых, то стоимость их подготовки в военно-учебных заведениях составит
60 тыс. руб. х 15 тыс. = 900 млн. руб. Стоимость подготовки такого же количества офицеров в гражданском вузе составит 48 тыс. руб. х 15 тыс. = 720 млн. руб. Экономия средств федерального бюджета составит 180 млн. руб. в год.
Реализация данного законопроекта позволит, во-первых, существенно снизить затраты Министерства обороны Российской Федерации на подготовку кадров для замещения первичных офицерских должностей специалистами юридического, гуманитарного и инженерного профилей. Во-вторых, позволит заполнить имеющиеся вакансии, некомплект которых в настоящее время составляет 10-12%. В-третьих, появляется возможность привлечь для подготовки студентов в военных учебных центрах наиболее профессионально подготовленную часть профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений, подлежащих сокращению.
В ходе реализации данного законопроекта, при частичной передаче объемов подготовки специалистов по отдельным специальностям (как правило, гуманитарного, юридического и инженерного профилей) для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, появляется возможность оптимизировать (без ущерба качеству) состав военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, занятых сегодня подготовкой офицеров по специальностям указанных профилей, что позволит не только сэкономить значительные бюджетные средства, которые в последующем можно будет направить на реализацию первоочередных программ модернизации Вооруженных Сил, но и повысить значимость и авторитет военной службы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обороны и военной службы в части, касающейся учебных военных центров".

Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обороны и военной службы в части, касающихся учебных военных центров" обусловлена проводимой реформой в сфере государственной службы и системы военного образования в соответствии с федеральными программами "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" и "О реформировании системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года".
Данный законопроект основан на внесении некоторых изменений и дополнений в Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" и Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Изменения касаются правовых норм, регулирующих организацию добровольной подготовки граждан при обучении их в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и прохождение ими военной службы по контракту.
Законопроектом предусматривается заключение студентами государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования договоров об обучении по программам военной подготовки в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования с последующим обязательным прохождением ими военной службы по контракту.
Статья 1 содержит изменения и дополнения, вносимые в Федеральный закон "Об обороне".
Пункты 13 и 14 статьи 6 содержат изменения в отношении предоставления полномочий Правительству Российской Федерации создавать, реорганизовывать и ликвидировать учебные военные центры при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Статья 2 содержит изменения и дополнения, вносимые в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе":
а) пункт 1 статьи 17 дополняется абзацем, который расширяет возможности добровольной подготовки граждан к военной службе;
б) в пункт 1 статьи 20 вносятся изменения, касающиеся порядка отбора граждан для обучения на военных кафедрах. Предусматривается, что договор об обучении по программе подготовки офицеров запаса при соответствующем образовательном учреждении может заключить гражданин до достижения им возраста 30 лет. Такой возраст устанавливается для того, чтобы такой гражданин мог находиться в запасе первого разряда не менее 10 лет. Данное положение основывается на следующем расчете: обучение в большинстве государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования длится 5 лет, а в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" младшие офицеры пребывают в запасе первого разряда до 45 лет; то есть, если гражданин, успешно завершивший обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре и окончивший указанное образовательное учреждение, зачисляется в запас с присвоением воинского звания офицера, то ему на момент зачисления в запас исполнится 35 лет, и в запасе первого разряда он будет пребывать 10 лет до наступления 45 летнего возраста (30 лет - возраст поступления + 5 лет - время обучения + 10 лет - время нахождения в запасе 1 разряда = 45 лет - возраст, до достижения которого гражданин, имеющий воинское звание младшего офицера, пребывает в запасе I разряда);
в) статья 20 дополняется пунктом 11, который исключает возможность заключения договора с гражданином, имеющим не снятую или не погашенную судимость, а также с гражданином, в отношении которого ведется дознание, предварительное следствие, или в отношении которого уголовное дело передано в суд;
г) Федеральный закон дополняется статьей 201, которая расширяет возможности добровольного поступления выпускников гражданских вузов, прошедших обучение в учебных военных центрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, на военную службу по контракту; совершенствует систему комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации; упорядочивает понятийный аппарат и вводит систему договоров об обучении по программам военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на должностях, подлежащих комплектованию офицерами; определяет механизм отбора и стимулирования обучения граждан по программам военной подготовки; упорядочивает договорно-правовые отношения, определив, что граждане заключают договор, а не контракт об обучении по соответствующим программам подготовки.
Пункт 1 статьи 20 предоставляет гражданину, обучающемуся по очной форме обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования, годному к военной службе по состоянию здоровья и отвечающему установленным требованиям, право заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре, при этом гражданину выплачиваются дополнительные стипендия, дифференцированная по уровню успеваемости, и другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Дополнительная стипендия и другие выплаты явятся материальным стимулом для студентов, которые заключат договор о намерении проходить военную службу по контракту после окончания учебного военного центра. Для студентов, которые заключат договор о подготовке на военной кафедре при соответствующем образовательном учреждении, такая мера материального стимулирования не предусматривается, так как данная категория граждан не будет призываться на военную службу. При этом гражданин может заключить данный договор до достижения им возраста 24 лет, что является точно такой же возрастной нормой для граждан, поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования (абзац третий пункта 1 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Пункт 2 статьи 201 исключает возможность обучения по программе военной подготовки в учебном центре, не заключивших договор, предусмотренный пунктом 1 статьи 201 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 201 определяются обязательства сторон, указываемые в договоре, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи.
Пункт 4 статьи 201 определяет ответственность гражданина, досрочно расторгнувшего договор или не заключившего контракт о прохождении военной службы непосредственно после окончания учебного военного центра на определенный срок военной службы.
Пункт 5 статьи 201 предусматривает прием в учебные военные центры в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пункт 6 статьи 201 предусматривает осуществление подбора и назначения профессорско-преподавательского состава учебных военных центров Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования;
д) пункт 3 статьи 38 дополняется новым подпунктом, в котором определен срок заключения первого контракта с гражданином, прошедшим обучение по программам военной подготовки в учебных военных центрах;
е) абзац первый пункта 2 статьи 52 определяет порядок присвоения воинского звания офицера гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Статья 3 проекта федерального закона предусматривает поручение Правительству Российской Федерации привести в трехмесячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с федеральным законом (со дня вступления его в силу).
Статья 4 проекта федерального закона определяет вступление в силу федерального закона с 1 января 2008 г.


В начало | Новости | Что пишут | Библиотека | Организации | Ссылки | Для призывников | Для экспертов | О сайте | Коалиция | НВП в школе


© Центр развития демократии и прав человека, 2001-2017. Все права защищены