За демократическую АГС! Сайт коалиции общественных
организаций "За демократическую
альтернативную гражданскую службу"
Логотип кампании
о сайте о коалиции карта сайта поиск контакты
Национальная премия "Золотая Кувалда"
Компас призывника
МПД: Мы продолжаем движение!
Общество Возвращение
У тебя есть право не служить в армии!

Что пишут

Невоенные угрозы в военной доктрине

Дата: 14.02.2007
Источник: --
Тема: Военная реформа
Автор: Андрей Калих

Министерство обороны проталкивает в проект главного военно-стратегического документа понятие «невоенные угрозы», под которыми можно понимать все что угодно


22 января в министерстве обороны состоялась военно-научная конференция Академии военных наук (АВН). Она была посвящена только одной теме – обсуждению предложений по обновлению военной доктрины России (ВД). Как известно, организует разработку проекта новой доктрины Совет безопасности РФ, он же поручает эту работу тому, кому считает нужным. В частности, такое предложение было сделано специалистам из АВН.

Что же, по мнению разработчиков нового проекта, нуждается в изменении, чего не хватает в действующей редакции военной доктрины?

Анализ высказанных на конференции стратегических мыслей показывает, что предметом все большей озабоченности у министерства обороны на сегодняшнем этапе становятся не военные, а «невоенные» угрозы.

Но, прежде всего, на конференции решено было определить степень серьезности современных вызовов России. По мнению военачальников, ничего хорошего ждать для страны не приходится. Читаем в отчете о конференции в «Красной Звезде» цитаты из вступительной речи начальника Генштаба ВС РФ Юрия Балуевского: «После распада СССР геостратегическая ситуация для нашего государства изменилась не в лучшую сторону. …Переход России к взаимодействию с Западом на основе формирования общих или близких стратегических интересов не способствовал укреплению военной безопасности нашего государства… Обстановка в жизненно важных для России регионах мира…в ряде случаев стала еще более сложной». И конечный вывод – как приговор: «России следует исповедовать непреложную аксиому – войны и военные конфликты будут следовать непрерывно, ибо они порождены непрекращающимся соперничеством государств».

Надо сказать, что в последние недели высшие государственные чины России и США действительно то и дело обмениваются довольно резкими заявлениями в подобном духе. Один оставил Россию в списке потенциальных противников США, другой наметил «асимметричный, но эффективный ответ». Так что выводы начальника Генштаба, которые еще два месяца назад показались бы паранойей «холодной войны», сейчас согласуются с общим геополитическим трендом. Одни ястребы дают пищу другим…

По мнению генерала, не изменился за последнее время и перечень основных источников угроз России. Это, прежде всего, «курс, который проводит сегодня администрация США, курс на сохранение мирового лидерства, расширение политического, экономического и военного присутствия в районах традиционного влияния России; реализация планов по дальнейшему расширению НАТО». А вот тему международного терроризма, еще совсем недавно «горячую», Балуевский в своей речи почти не затронул.

В общем, все то же, что и 20 лет назад – за исключением упомянутых выше «невоенных угроз». Среди них минобороны все больше беспокоит «возросшее ведение враждебной информационной деятельности по отношению к России».
Точного определения, что это за вид враждебной деятельности и чем он отличается от других, в материалах конференции не дается. Зато в выступлении генерала Балуевского мысль эта получает свое развитие: «На опыте распада СССР, Югославии, на примерах цветных революций в Грузии, Украине, Киргизии и других можно наглядно убедиться, что главные угрозы объективно существуют и реализуются не только военными средствами, а главным образом скрытыми и открытыми методами политико-дипломатического, экономического, информационного воздействия, различными подрывными действиями и вмешательством во внутренние дела других стран. В связи с этим интересы безопасности РФ требуют не только оценить, но и определить адекватные меры реагирования на эти угрозы».
Мысль ясна, и разночтений быть не должно. Можно переходить к выводам. Их, на наш взгляд, два, и оба они – неновые.
Во-первых, общество снова убедилось в том, что военно-политическая верхушка от продвижения в определении внешних опасностей для страны перешла к возврату на «стартовую позицию». В Министерстве обороны по-прежнему склонны рассматривать любые процессы в мире и на постсоветском пространстве, происходящие вне контроля России, как заговор внешних врагов.

И второй, тоже неновый вывод из обсуждения – внешний враг стал изощреннее «внутри», невоенные угрозы национальной безопасности становятся на один уровень с военными. В качестве контрмеры было впервые предложено объединить военные и невоенные угрозы в одно целое. Для этого в структуру ВД министерство обороны предлагает внести целый новый раздел, которого нет в ее действующей редакции. Вместо трех разделов в доктрине, таким образом, будет четыре. Название новому разделу придумано следующее: «Задачи государственных органов и организация противодействия акциям, осуществляемым политико-дипломатическими, экономическими, информационными и другими невоенными способами и средствами».

Судя по всему, этот раздел министерство обороны и видит в качестве главного изменения в ВД, ради которого все затевается. Причем, ситуация повторяется: что конкретно имеется в виду под «невоенными способами и средствами», скрыто во мраке. Судя по всему, туман этот не случаен. Неясность определения дает широкие просторы для трактовок. Под «враждебной информационной деятельностью» можно понимать все что угодно. Вспомним хотя бы, кто, по версии официальной отечественной пропаганды, был главным проводником упомянутых выше цветных революций – неправительственные организации и независимые СМИ. В этой связи было бы интересно узнать о способах, которыми в минобороны собираются воевать с «невоенными угрозами».

Заметим, что в России наряду с военной доктриной имеется и другой документ подобного значения – Концепция национальной безопасности, тоже утверждённый Президентом. И в нем уже перечислены не только военные, но и невоенные угрозы. В том числе и внутренние: опасность сепаратизма, проблемы экономики, экологическая ситуация, демографическая обстановка, преступность, коррупция и многое другое – все, что может угрожать безопасности страны. Концепция национальной безопасности, подписанная в том же 2000 году, тоже устарела, и ее, как и военную доктрину, надо обновлять в соответствии с требованиями времени. Во многих государствах это делается ежегодно.

Но надо ли нам в России подменять Концепцию национальной безопасности военной доктриной? И это ли поручалось руководству АВН при выдаче задания на разработку предложений по корректировке ВД?

Напомним также, по закону министерство обороны не является конечным автором ВД. Согласно ФЗ «Об обороне», военное ведомство участвует в разработке предложений по ее корректировке – и не более того. Утверждает доктрину Президент с подачи Совета безопасности. Таким образом, ни министерство обороны, ни другое силовое ведомство не обладают правом последнего слова при составлении ВД. Но вот влиять на принятие решений, лоббировать свои интересы в главном «профильном» документе генералы постараются всеми силами.

Что же может противопоставить общество попыткам закрыть этот процесс? Что можно сделать, чтобы не допустить появление в главном военном документе неопределенных и туманных «невоенных угроз» и, как следствие, - предоставление прав на использование военных методов борьбы с ними? Прежде всего – помнить, что в обсуждении военной доктрины могут и должны принимать участие все граждане страны. Концепция национальной безопасности касается всех, ее разработка и обсуждение – общее дело, а военная доктрина – общенародный документ.

Второе – нельзя позволить «заболтать» работу над новой редакцией доктрины и провести ее «втихую» за спинами граждан. А это как раз дело независимой прессы, правозащитных организаций и независимых же экспертных центров – тех, кто более всего, согласно логике рассуждений генералитета, претендует на звание «средства враждебной информационной деятельности». Именно эти три группы пользуются «особой любовью» среди генералов за то, что постоянно стремятся уличить их в подтасовке цифр и фактов и «нудят» о правах человека.

И третье – если общество не будет требовать гражданского контроля над вооруженными силами, прозрачности военного бюджета, гласности при составлении основных концептуальных документов по безопасности страны, то список «врагов России» будет только расти. Оставляя общенародное дело обсуждения разработки военной доктрины на съедение «ястребов», самые независимые от государства общественные институты рискуют оказаться в ряду источников или проводников «невоенных угроз» и стать зоной ответственности одного из самых неподконтрольных обществу ведомств.



Андрей КАЛИХ



Материалы конференции цитируются по:

Олег Горупай. Сильная армия, Россия! «Красная звезда», № 9, 23.01.2207;

Вадим Соловьев. Военная реформа объявлена бессрочной. «Независимое военное обозрение», № 3, 26.01.2007.


В начало | Новости | Что пишут | Библиотека | Организации | Ссылки | Для призывников | Для экспертов | О сайте | Коалиция | НВП в школе


© Центр развития демократии и прав человека, 2001-2018. Все права защищены
Сайт поддерживается Общественной инициативой «Гражданин и Армия»

Темы: