За демократическую АГС! Сайт коалиции общественных
организаций "За демократическую
альтернативную гражданскую службу"
Логотип кампании
о сайте о коалиции карта сайта поиск контакты
Национальная премия "Золотая Кувалда"
Компас призывника
МПД: Мы продолжаем движение!
Общество Возвращение
У тебя есть право не служить в армии!

Что пишут

СЕРГЕЙ СОРОКИН: "Заповеди "Не убий" отказчику от военной службы по убеждениям вполне достаточно для обоснования своей позиции"

Дата: 04.04.2007
Источник: Credo.Ru
Тема: Акции НПО
Автор: --

Председатель "Движения против насилия", член Московской Хельсинкской группы СЕРГЕЙ СОРОКИН: "Заповеди "Не убий" отказчику от военной службы по убеждениям вполне достаточно для обоснования своей позиции".

"Портал-Credo.Ru": Сергей Егорович, уже в течение пятнадцати лет Вы оказываете помощь лицам, отказывающимся от службы в армии по убеждениям - скажите, с какой религией их мотивы сегодня?

Сергей Сорокин: На Всероссийском гражданском форуме присутствовал, к примеру, Вадим Артюшин; мотивы отказа у него исключительно этические, нерелигиозные: он считает, что армия не нужна, он вообще против военной службы в целом – такая пацифистская позиция. У меня почти все такие, поскольку я консультирую не на религиозной основе. Религиозные отказчики, как правило, привязаны к той общине, в которую они ходят. К примеру, Свидетели Иеговы там и складываются как
отказчики, а поскольку я провожу консультации в Музее Сахарова как общедоступное правозащитное мероприятие, то у меня в основном люди нерелигиозного характера собираются. Более того: иногда религиозные люди попадают ко мне на консультации, но они все равно потом уходят в свою среду. Такая общегражданская позиция – она их не очень привлекает.

- А в религиозной среде уже сложилась своя практика проведения подобных консультаций?

- Конечно, у Свидетелей Иеговы богатый опыт накоплен. Я думаю, что и у других – например, адвентистов, пятидесятников, саентологов – тоже есть свои консультанты. Я в свое время защищал тех же саентологов - они приходили ко мне, и я их представлял в судах, - а сейчас это прекратилось, я думаю, что они перешли "на самообслуживание".

- На какие духовные авторитеты ссылаются приходящие к Вам отказчики?

- Ну, вначале они просто не умеют этого делать, поскольку не ориентируются в теме. Как в школе, когда говорят: напиши сочинение по Достоевскому, - человек садится и что-то пишет; а когда говорят про военную службу, он не вспоминает о Достоевском или о Толстом. Поэтому советы насчет духовных авторитетов я им даю в ходе первой же беседы, проходящей в Музее Сахарова. В первую очередь это обычно Лев Толстой, поскольку это школьная программа,
Гоголь – "Тарас Бульба", потом идут самые разные - Джон Леннон, Мэл Гибсон, Мухаммед Али, Иммануил Кант, Аристотель... Вот Иисус Христос высказал десять заповедей, среди которых на одном из первых мест стоит "Не убий" - этого отказчику вполне достаточно для обоснования своей позиции. Духовные авторитеты находятся, естественно, но для этого нужно людей разговорить. Когда они приходят, они зациклены на военкоме, и дальше военкома у них мысли поначалу не движутся. Нужно им как-то расширить горизонт, сказать, что это проблема более общего порядка.

В разговоры на эту тему и превращается обычно любая консультация в Музее Сахарова. Начинается она обычно с короткого вопроса: вот, меня призывают, а я не хочу, - а потом превращается в двухчасовой разговор о мотивах. Недавно ко мне приходил студент МАИ - и в результате мы два часа обсуждали вопросы, связанные с духовными ценностями. Естественно, когда приходит студент-старшекурсник, то он уже что-то читал, уже больше понимает, поэтому и разговор длится дольше. Сейчас ко мне обращается много офицеров запаса, это выпускники или люди с высшим образованием, и с ними получается более содержательный, интересный разговор, - не то, что с 18-летними, где обычно мой монолог идет и это быстро надоедает. Появился, к примеру, Алексей Харченко, выпускник МВТУ имени Баумана, и он приезжал на съезд правозащитников как потенциальный активист. Сам он уже занялся этой работой в помощь другим, в частности, ездил на
суд в Ногинске.

- Растет ли число людей, отказывающихся от военной службы по мотивам, не связанным с религией?

- Растет, конечно, куда же им деваться. Когда тому же Алексею Харченко стало ясно, что в армию он не пойдет и ничего ему за это сделать нельзя, так он со своими "бауманцами" стал опытом делиться, и за ним еще пять человек пришли. Тоже интересуются, что и как им делать, чтобы не идти на военную службу.
Впрочем, только таким образом круг и формируется, ведь "настоящие" СМИ – телевидение, газеты – ничего об этом не говорят и не пишут. Вот попробуй что-нибудь написать об офицерах запаса – отказчиках, уверен, что и близко не подпустят, даже в "Российской газете". Они могут опубликовать только материал о том, когда осудили какого-нибудь офицера запаса, который в армию не пошел, когда завели на него уголовное дело. А про тех, кто у меня консультируется, - это 30-40 человек, ничего не сообщается. Поэтому информация распространяется только таким образом, когда кто-то рассказывает своим друзьям и знакомым.
Живем, как и раньше, в системе "кухонных" разговоров.

- Как развивается работа с отказчиками в регионах?

- У меня же нет какой-то сетевой организации: есть, к примеру, Герман Алеткин в Казани, но он сам по себе работает. Мы, когда встречаемся здесь, в Москве, можем по ходу дела что-то обсудить, либо по переписке в интернете. Поскольку мы на одном форуме hro.org отвечаем на одни и те же вопросы, там и пересекаемся. Но на одного Алеткина в интернете человек пятнадцать каких-нибудь психов, которые пишут: а, сволочи, родину продали, всех замочим – и так далее. Тут один на меня наезжал, что он уже сообщил во все правоохранительные органы о моей деятельности и что со дня на день меня будут сажать. И вот он это писал в течение месяца примерно, а сейчас куда-то пропал. Он же писал всякие гнусности, вплоть до мата, на www.hro.org и модератор его, естественно, отрезал. Его даже резали на форуме www.voenkomat.ru, который меня зарезал за то, что я выступал за альтернативную службу. В течение года сохранялся маленький уголочек на этом форуме для отказа по убеждениям, но почти никто не заходил, поскольку на всем форуме отказ этот "поливали" почем зря, а теперь для меня закрыли и эту возможность.

- Что касается идеологии отказа по убеждениям, отличается ли она от той, что была в советское время?

- Нет, еще со времен Аристотеля ничего нового. И даже до него, к примеру, Конфуций то же самое говорил. Это все одна и та же традиция. Как в библейской литературе была описана казнь отказчика, впоследствии приписанного к святым, так в этом же русле развивали впоследствии идею отказа от военной службы, скажем, Эразм Роттердамский. Примеры призыва к ненасилию, сотрудничеству можно найти в любой стране…

Беседовал Николай Валерьев, портал Credo.Ru

Точный адрес статьи: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=53211&cf=


В начало | Новости | Что пишут | Библиотека | Организации | Ссылки | Для призывников | Для экспертов | О сайте | Коалиция | НВП в школе


© Центр развития демократии и прав человека, 2001-2018. Все права защищены
Сайт поддерживается Общественной инициативой «Гражданин и Армия»

Темы: