За демократическую АГС! Сайт коалиции общественных
организаций "За демократическую
альтернативную гражданскую службу"
Логотип кампании
о сайте о коалиции карта сайта поиск контакты
Национальная премия "Золотая Кувалда"
Компас призывника
МПД: Мы продолжаем движение!
Общество Возвращение
У тебя есть право не служить в армии!

Что пишут

Проблемы организации и контроля за прохождением АГС на территории регионов Приволжского федерального округа

Дата: 30.06.2007
Источник: --
Тема: Организация альтернативной гражданской службы
Автор: Кирилл Шулика

В Республиках Татарстан, Чувашия и Удмуртия в рамках программы «Контроль за прохождением АГС в субъектах Российской Федерации. Правовая помощь альтернативнослужащим и работодателям» состоялись семинары, в работе которых приняли участие представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов по вопросам занятости населения, военных комиссариатов, организаций работодателей, общественных организаций, а также сами альтернативнослужащие.
Участники семинаров с озабоченностью отметили тот факт, что территориальные органы по вопросам занятости населения утратили функции контроля за прохождением гражданами АГС.
Напомню, что с 1 января 2007 года в рамках процесса разграничения полномочий между федеральным центром и регионами все вопросы, связанные с организацией занятости населения, были переданы в ведение субъектов Российской Федерации. Соответственно, в их ведение были переданы и территориальные органы по вопросам занятости населения, а также весь связанный с реализацией указанных полномочий объем финансирования. При этом, в соответствии с действующим законодательством, контроль за прохождением альтернативной гражданской службой продолжает оставаться в рамках федеральных полномочий. В то же время Федеральная служба по труду и занятости, осуществляющая данную государственную функцию, не в состоянии осуществлять контроль по отработанной схеме с привлечением своих территориальных органов.
Учитывая сложившуюся ситуацию, регионы находят разные пути организации контроля за прохождением АГС. В Чувашской Республике контрольными функциями наделено министерство здравоохранения и социального развития, хотя организации, в которых граждане проходят АГС, подведомственны другому министерству – спорта и молодежной политики. В Татарстане же сейчас в самом разгаре реформа структур, отвечавших ранее за организацию контроля за прохождением АГС.
Наиболее оптимальным кажется решение правительства Удмуртской Республики, которое своим распоряжением наделило контрольными функциями в сфере АГС территориальные органы по вопросам занятости населения, что позволило полностью сохранить прежнюю систему контроля в регионе.
Кроме того, участники семинаров отметили возросшую роль Государственных инспекций труда в деле контроля за прохождением АГС. В настоящее время они осуществляют контроль за соблюдением трудовых прав граждан, проходящих АГС. В то же время высказывались предложения возложить на них контроль и за соблюдением законодательства в сфере альтернативной гражданской службы.
Однако необходимо отметить, что в настоящее время данный шаг представляется неоправданным в связи с низкой штатной численностью Государственной инспекций труда. В частности, весь штат этой структуры по Республике Татарстан составляет всего 80 человек. Также надо отметить, что сотрудники Государственной инспекции труда не присутствовали на проведенных семинарах, что показывает их незаинтересованность в решении вопросов альтернативной гражданской службы.
В то же время представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ходе семинаров рекомендовали гражданам, проходящим АГС, в случае нарушения их трудовых прав незамедлительно обращаться в Государственные инспекции труда с соответствующими заявлениями.
Еще одной сложной проблемой, поднятой участниками семинаров, является уклонение граждан от прохождения альтернативной гражданской службы.
В частности, приговоренные по ч.2 статьи 328 УК РФ к штрафам или обязательным работам за уклонение от АГС граждане продолжают числиться сотрудниками организаций, куда они были направлены, потому что заключенный с ними срочный трудовой договор продолжает действовать. Это вызывает целый ряд проблем для руководства организаций работодателей. В частности, уклонисты занимают рабочие места, на которые нельзя взять другого сотрудника, а работодатель несет всю полноту ответственности за альтернативнослужащих, несмотря на то, что они фактически прекратили свою деятельность в организациях.
Подобная правовая коллизия приводит к тому, что, например, руководители спортивного лагеря «Росинка» (Чувашская Республика) и организаций Спецстроя России, расположенных в Удмуртской Республике, заявили о возможном отказе от дальнейшего приема альтернативнослужащих.
В качестве выхода из данной ситуации предлагалось внести изменение в законодательство и предусмотреть в качестве основания для расторжения срочного трудового договора вынесение обвинительного приговора суда в отношении альтернативнослужащего.
Работодателями отмечалось, что большинство граждан, уклоняющихся от прохождения АГС, являются последователями религиозной организации «Свидетели Иеговы». В то же время, подавляющее большинство альтернативнослужащих, в том числе и состоящих в общине «Свидетелей Иеговы», добросовестно выполняют возложенные на них обязанности и регулярно получают поощрения за свою трудовую деятельность.
Как отмечали в своих выступления представители организаций работодателей и сами альтернативнослужащие, проблема уклонения от АГС связана не столько с религиозными воззрениями граждан, сколько с их социальной адаптацией на месте прохождения службы. А участвовавшие в семинарах представители общественных организаций, входящих в Коалицию «За демократическую АГС», обратили внимание на крайне низкий процент уклонистов среди граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в своих регионах проживания.
Соответственно, одним из наиболее эффективных способов решения проблемы уклонения граждан от прохождения АГС является законодательная отмена преимущественно экстерриториального прохождения службы.
Помимо общих для всех регионов проблем, необходимо отметить и частные проблемы в организации АГС в отдельных регионах. Например, руководители ФКП «Казанский пороховой завод» практически полностью утратили интерес к привлечению к работе граждан, направляемых на АГС. Несмотря на наличие вакансий, заявок для приема альтернативнослужащих руководство завода на 2007 год не подало. Красноречивым является также факт неучастия представителей завода в семинаре.
Среди положительных моментов организации АГС следует выделить работу, проводимую в этом направлении организациями Спецстроя России, расположенными в Удмуртской Республике. В частности, зарплата альтернативнослужащих, задействованных в этих организациях варьируется от 5 до 20 тысяч рублей, общежитие, выделенное для проживания граждан, проходящих АГС, соответствует всем необходимым нормам, а руководство организаций предоставляет гражданам возможность повышения квалификации и получения новых строительных специальностей.


Кирилл Шулика,
Координатор программы «Контроль за прохождением АГС в субъектах Российской Федерации. Правовая помощь альтернативнослужащим и работодателям»


В начало | Новости | Что пишут | Библиотека | Организации | Ссылки | Для призывников | Для экспертов | О сайте | Коалиция | НВП в школе


© Центр развития демократии и прав человека, 2001-2018. Все права защищены
Сайт поддерживается Общественной инициативой «Гражданин и Армия»

Темы: