За демократическую АГС! Сайт коалиции общественных
организаций "За демократическую
альтернативную гражданскую службу"
Логотип кампании
о сайте о коалиции карта сайта поиск контакты
Национальная премия "Золотая Кувалда"
Компас призывника
МПД: Мы продолжаем движение!
Общество Возвращение
У тебя есть право не служить в армии!

Что пишут

Максим Бурмицкий: "Есть все правовые основания для признания незаконным призыва офицера запаса на военную службу"

Дата: 27.11.2007
Источник: Авторские статьи
Тема: Коалиция о призыве, военной службе и АГС
Автор: Максим Бурмицкий, координатор программы Судебной Защиты «Гражданин и армия»

Завершается одна из позорных эпох в истории Российской армии – время призыва офицеров запаса. Коллизия между ФЗ «Об Обороне» и президентскими Указами с 2008 года будет решена в пользу федерального закона (согласно ст.12 закона «Об Обороне» призыв из запаса предусмотрен только в случае мобилизационного развертывания, а Указы президента о призыве офицеров запаса никакого указания на это развертывание не имели). Однако, несмотря на то, что, военными на самом высшем уровне неоднократно говорилось о том, что так называемые «пиджаки» в армии не нужны, многие военные комиссариаты прилагают усилия, чтобы в последние месяцы призыва правдами и неправдами призвать офицеров запаса. Чаще всего, к сожалению неправдами. Как показала практика, даже такое хорошее основание для получения отсрочки от призыва, как обучение в очной аспирантуре не является панацеей от претензий военных комиссариатов. С другой стороны все нарушения, допускаемые военными комиссарами при призыве граждан, зачисленных в запас с присвоением звания офицера, являются основанием для отмены в судебном порядке решения о призыве. Ниже будут рассмотрены те основания, которые легли в основу судебных решений, которыми действия военных комиссаров по призыву офицеров запаса были признаны незаконными и отменены, в основу статьи положена судебная практика правозащитных организаций, работающих в рамках Общественной Инициативы «Гражданин и Армия». Судебные решения были получены в судах Волгоградской («Материнское право»), Кемеровской (Южно-Сибирский Правозащитный центр), Новосибирской («Правовое общество») и Саратовской областей (Центр судебной защиты «Гражданин и Армия») , республике Татарстан (Центр миротворческих и правозащитных действий) и г. Москвы (Центр судебной защиты «Гражданин и Армия»).

С самыми вопиющими нарушениями сталкиваются офицеры запаса, призываемые непосредственно после окончания ВУЗа. Так, Приказ министра обороны РФ N 400 от 6 сентября 1999 г. прямо противоречит положениям закона о Воинской обязанности и военной службе. В частности в соответствии с п.п. 26 и 27 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера (приложение N 2 к вышеуказанному приказу), студенты, не будучи отчисленными (соответственно не став офицерами запаса) проходят медицинское освидетельствование как призывное мероприятие. В этот же период военный комиссар принимает решение об их призыве на военную службу.
Между тем законом "О воинской обязанности и военной службе" четко определены обстоятельства, при наличии которых гражданин, достигший призывного возраста, попадает в категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу. В частности в соответствии с п. 1б ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" такими обстоятельствами являются: окончание государственного, муниципального или имеющего государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования и зачисление в запас с присвоением воинского звания офицера.
Очевидно, что окончание ВУЗа и зачисление в запас должны состояться до начала призыва на военную службу. Это подтверждает и норма, изложенная в Указе Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы». В частности п. 2б ст. 21 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного данным Указом, говорит о том, что воинское звание лейтенанта присваивается гражданину, успешно завершившему обучение на военной кафедре вуза, только по окончании образовательного учреждения.
Таким образом, очевидно, что студент, не отчисленный из ВУЗа в связи с окончанием обучения, не может стать офицером запаса и проведение в отношении него призывных мероприятий невозможно, так как призыв является неразрывным комплексом мероприятий, и, в соответствии с п.2 ст.26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» включает в себя такие этапы как
- явка на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;
- явка в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.
То есть медицинское освидетельствование и принятие решения военкомом проведенные в отношении студентов, не закончивших вуз и не зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера неправомерны.
Кроме того, в соответствии с п.34 «Порядка призыва на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера» регламентируемым «Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденном Постановлением правительства РФ от 11.11.2006 № 663, на военную службу офицеров запаса призывает военный комиссар на основании выписок из приказов Министра обороны Российской Федерации по личному составу, т.о. такие призывные мероприятия как явка на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу; явка в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы, должны проводиться только после выхода соответствующего приказа МО по личному составу. Это положение справедливо как в отношении офицеров запаса призываемых непосредственно после окончания ВУЗов, так и в отношении других граждан, зачисленных в запас с присвоением звания офицера.
Вышеупомянутый Приказ Министра обороны по личному составу, заслуживает особого внимания. Здесь следует заострить внимание на таких моментах:
– какова суть этого документа? Здесь позиция права и позиция военных комиссаров несколько расходится – военный комиссары ошибочно считают, что именно этим приказом призываются офицеры запаса, в то время как из логики нормативных актов следует, что этот приказ является ненормативным кадровым документом, цель которого - довести до сведения военного комиссара (а вовсе не до офицера запаса!) то, что последнему необходимо осуществить призыв офицеров запасов, поименно упомянутых в приказе, а именно (в соответствии с с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») провести медицинское освидетельствование и собеседования для принятия решения о призыве на военную службу (об освобождении от призыва на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности), и, в случае принятия первого решения (о призыве) выдать предписания для убытия к месту прохождения военной службы, указанному в приказе министра обороны по личному составу. Таким образом, очевидно, что свое решение военный комиссар должен выносить только после получения этого приказа, причем приказ не может определять сути этого решения. В частности, если гражданин приобрел основания для отсрочки позднее издания вышеупомянутого приказа, это никоим образом не может влиять на его право воспользоваться этой отсрочкой, так как именно в исключительной компетенции военного комиссара находится принятие соответствующего решения (что нашло свое отражение в Определении Верховного суда РФ от 9.02.2001 по делу №59-В00-3 ).
- временные рамки действия приказа МО по личному составу. Здесь так же возникает много споров, так как нередки случаи, когда военные комиссары пытаются призвать на основе приказов двух – трех летней давности. Если по поводу приказов, изданных до 1.01.2006 ясность внесена судебной практикой, т.к. 31.12.2005 г. был издан Указ Президента РФ №1573«О призыве офицеров запаса на военную службу в 2006 - 2007годах», вступивший в законную силу с 01.01.2006г. Соответственно, предыдущий Указ Президента РФ № 660 от 10.04.2000г. «О призыве офицеров запаса на военную службу в 2000-2005 годах» утратил свое действие, и любые мероприятия по нему должны быть прекращены. То по отношению более поздних приказов четкой позиции нет. Однако представляется, что срок действия приказа по личному составу должен ограничиваться годом, в котором он был издан. В пользу указанного говорит тот факт, что, в соответствии с п.1 Указа Президента РФ №1573 «О призыве офицеров запаса на военную службу в 2006 - 2007годах» Министерству обороны предписывается осуществлять призыв на основании плана, разрабатываемого ежегодно, а приказы по личному составу изготавливаются (в соответствии с п.33-34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, утвержденной Приказ министра обороны РФ N 400 от 6 сентября 1999 г.) как раз на основе этих ежегодных планов. Таким образом, очевидно, что если офицер запаса, не был призван, скажем в 2006 году, на основании соответствующего приказа, то в 2007 году, для осуществления в отношении него призывных мероприятий, военному комиссару необходимо дождаться изготовления нового приказа по личному составу, так как выпущен новый план и, возможно, ВУС офицера запаса нужная в 2006 году, окажется невостребованной в 2007.
Итак, после получения выписки из приказа по личному составу военный комиссар должен вызвать офицера запаса для проведения медицинского освидетельствования. Проведение медицинского освидетельствования предусмотрено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст.5,26, 54 п.4, ст.83), «Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (п. 34-39), Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера - Приложение № 2 к Приказу Министра обороны РФ от 06.09.1999 года № 400 «О мерах по выполнению постановления правительства Российской Федерации от 01 июня 1999 года № 587 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу» (п.7, 16,18, 29,30,33), Приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003года № 200 « О порядке проведения военно-врачебно экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» (п.83, 205), «Положением о военно-врачебной экспертизе», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года (п.9, 37). Данными нормативными актами предусмотрено, что офицеры запаса, рассматриваемые для призыва на военную службу, подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Правоприменение вышеуказанных норм рождает следующие спорные моменты:

- срок действия заключения ВВК – Положение о военно-врачебной экспертизе достаточно четко определяет в п.9 что заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе действительно в течение года с момента медицинского освидетельствования, если иное не определено в заключении. Причем, если в состоянии здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения, проводится повторное медицинское освидетельствование. Однако на практике приходится сталкиваться с тем, что военные комиссары принимают решение о призыве руководствуясь заключением о категории годности двух-трех, а то и пяти(!) летней давности. Военные комиссары в доказательство своей правоты ссылаются на Приказ МО РФ № 018 от 25.02.2000г., согласно п.66 которого « ...офицеры запаса, не проходившие военную службу, до достижения ими 27 летнего возраста подлежат обязательному медосвидетельствованию раз в три года». Однако этот довод является ошибочным, так как приказ МО РФ № 018 от 25.02.2000г.
регламентирует состояние системы воинского учета, в отношении граждан, находящихся в запасе, но ни как не влияет и не регламентирует осуществление призывных мероприятий, включающих в себя обязательное мед. освидетельствование при призыве на военную службу, что прямо предусмотрено в ст. 26 ч.2 Закона РФ «О воинской службе и военной обязанности», по отношению к которому данный приказ является подзаконным актом, имеющим низшую юридическую силу по сравнению с Федеральным Законом. Так же следует понимать, что медицинские освидетельствования, проведенные до получения военным комиссариатом выписки из приказа по личному составу проводятся в связи с состоянием на воинском учете, а никак не в связи с призывом на военную службу ( это подтверждает и позиция Минобороны и позиция ГВП).

- мероприятия, предшествующие медицинскому освидетельствованию. Очевидно, что для точного определения категории годности к военной службе ВВК должно владеть исчерпывающей информацией о состоянии здоровья призываемого офицера запаса. С этой целью была разработана Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ, утвержденная приказом МО РФ № 200 от 20.08.2003г. В соответствии с которой, военный комиссариат до начала освидетельствования:
- запрашивает из медицинских учреждений сведения о пребывании на учете по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотреблении наркотическими средствами и др. токсическими веществами, инфицировании вирусами иммунодефицита человека; - амбулаторную карту и др. медицинские документы, характеризующие состояние здоровья;

- из учреждений медико-социальной экспертизы - списки граждан, признанных инвалидами;
- из органов внутренних дел - сведения о пребывании на учете за правонарушения, бродяжничество, употребление наркотических средств и пр., т.е. свидетельства об антисоциальном поведении;
- и до начала медицинского освидетельствования гражданину проводиться флюорографическое (рентгенологическое исследование) органов грудной клетки в 2-х проекциях, общий анализ крови, общий анализ мочи.
На практике же военные комиссариаты, как правило, игнорируют эти требования.

- Орган, ответственный за проведение медицинского освидетельствования – В соответствии с приказом №200 Министерства обороны РФ от 20.08.2003г. определять категорию годности к военной службе граждан, пребывающих в запасе с присвоением звания офицера должна нештатная военно-врачебная комиссия, создаваемая при районных (городских) военных комиссариатах. На практике же нештатные ВВК не создаются, а освидетельствованием занимаются врачами-специалистами по освидетельствованию граждан при призыве на военную службу и постановке на воинский учет. Причем, Постановлением Правительства РФ за № 30 от 22.01.2007 года утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, п. 1 настоящего положения определяет порядок лицензирования медицинской деятельности осуществляемой на территории РФ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Приложением к данному Постановлению Правительства является перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности. Данный перечень включает в себя работы( оказание медицинских услуг), в т.ч. и по проведению военно-
врачебной экспертизы, также как и Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, утвержденная Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26.07.2002 года за № 238, которая относит деятельность ВВК к медицинской деятельности, требующей лицензирования.

После прохождения освидетельствования непосредственно военный комиссар должен провести беседу с кандидатом на призыв и принять решение. Однако в большинстве случаев собеседование проводит в лучшем случае начальник третьего отделения военного комиссариата, что так же является грубым нарушением процедуры.
После принятия решения, военный комиссар должен ознакомить офицера запаса с принятым в отношении него решением и, в случае если было принято решение о призыве выдать предписание на убытие для прохождения военной службы. На практике же предписание может быть выдано призванному офицеру запаса в любой момент, причем предварительно с решением о призыве никто призванного не знакомит.
Как показывает сложившаяся судебная практика, все, выше перечисленные нарушения, являются основаниями для отмены незаконного решения о призыве офицера запаса. Так что выдача предписания на убытие вовсе не означает что бороться за свои права уже поздно – на самом деле шансы оспорить незаконный призыв офицера запаса даже выше, чем у простого призывника. Однако без квалифицированной правовой помощи обращаться в суд офицерам запаса мы все таки не рекомендуем.

Координатор программы Судебной Защиты «Гражданин и армия» Максим Викторович Бурмицкий


В начало | Новости | Что пишут | Библиотека | Организации | Ссылки | Для призывников | Для экспертов | О сайте | Коалиция | НВП в школе


© Центр развития демократии и прав человека, 2001-2018. Все права защищены
Сайт поддерживается Общественной инициативой «Гражданин и Армия»

Темы: