За демократическую АГС! Сайт коалиции общественных
организаций "За демократическую
альтернативную гражданскую службу"
Логотип кампании
о сайте о коалиции карта сайта поиск контакты
Национальная премия "Золотая Кувалда"
Компас призывника
МПД: Мы продолжаем движение!
Общество Возвращение
У тебя есть право не служить в армии!

Что пишут

С оружием наперевес или с метлой на АГС?

Дата: 05.06.2009
Источник: Трибуна (газета)
Тема: Организация альтернативной гражданской службы
Автор: Владимир БУЛЫЧЕВ

Почему россиян, выбирающих альтернативную гражданскую службу, не становится больше? В этом попытался разобраться корреспондент «Трибуны».

Казалось бы, интерес юношей к альтернативной службе мог возрасти после того как сократился ее срок вместе с сокращением срока службы в армии. Альтернативщики, согласно закону, служат на три четверти дольше. 21 месяц отмахать метлой или ухаживать за хворыми стариками в больнице – куда ни шло. Однако нынешней весной никто из призывников Омской области на альтернативную гражданскую службу не отправился.

В чем же дело? Пропало желание? Нет, желающие были, но получили отказ – по формальным признакам: все пятеро опоздали с подачей заявлений. С ними положено обратиться в военкомат не позднее 1 октября, если твой призыв весной, а осенним призывникам – до 1 апреля. Как говорится, кто не успел, тот опоздал. Хотя сотрудники Омского облвоенкомата, по их словам, старались войти в положение, если по своим убеждениям ребята никак не могут взять в руки оружие.

Был такой случай. В Омский областной военкомат приехал из села отец призывника, пресвитер протестантской общины: умолял для его сына, опоздавшего с заявлением, сделать исключение. Военкомат – организация строгая, четко следующая приказам. Вот и стали искать компромисс. Существует же военная служба, где стрелять не надо. Например, спецстрой или МЧС. Долго убеждали отца, что строить или спа-сать людей от беды – дело вполне богоугодное. И убедили-таки. Сейчас юноша служит в МЧС.

Попробуй докажи!

Призывники, надо сказать, находятся в непростом положении. Заявить о собственных пацифистских взглядах мало. Надо еще и доказать комиссии военкомата свои убеждения с документами в руках. Представить справку из религиозной общины, причем официально зарегистрированной, – какая-нибудь «левая» секта тут не пройдет. Иногда кандидату в альтернативщики приходится приглашать свидетелей, готовых подтвердить, что он действительно регулярно посещал церковь.

Конечно, в душу человека не заглянешь. Но вот некоторые детали биографии нередко изобличают в призывнике желание попросту «откосить» от армии. Например, один юноша, прибившийся к баптистам, оказывается, параллельно работал охранником и имел право на ношение оружия. «Нестыковка получается!» – удивился военком. Так что пришлось новоявленному пацифисту все же отправиться на армейскую службу.

Первый альтернативщик появился в Омске в 2004 году. Им стал Дмитрий Пинигин, чья служба прошла в Омском областном онкологическом диспансере. Кем и как он работал, читатель узнает чуть позже. А пока зададимся вопросом: почему первый альтернативщик призван в 2004-м, то есть спустя 11 лет после принятия новой Конституции Российской Федерации, декларировавшей право каждого россиянина не принимать присягу и не брать в руки оружие, если это противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Чиновники в обороне

Конституция имеет высшую юридическую силу и является законом прямого действия. Так записано в ней самой (статья 15). По идее, на другой же день после вступления в силу нового Основного Закона, то есть 13 декабря 1993 года, каждый призывник оказывался наделенным неотъемлемым правом на замену армейской службы альтернативной гражданской. Но не тут-то было! Военкоматы ссылались на отсутствие законов (а что, простите, Конституция – не закон?!), подзаконных актов и инструкций. 10 лет статья не работала. А когда в одном из регионов прогрессивные чиновники на свой страх и риск попробовали реализовать право призывников, отправив их работать санитарами в больницу, службу альтернативщикам так и не зачли. Возможно, именно эта скандальная история побудила принять Закон №113 от 25.02.2002 года «Об альтернативной гражданской службе».

Законодатели теряли время, а вот граждане – нет. В период всей этой неразберихи в военкоматы Омской области поступило 60 заявлений от парней, которые, ссылаясь на Конституцию, отказывались идти в армию. Появились и призывники, осужденные по ч. 2 ст. 328 УК РФ – «Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы». История, между прочим, любопытная. Трое ребят должны были отправиться на Казанский пороховой завод рабочими. Заметим, что пристраивают альтернативщиков не абы куда – Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) принимает решение по каждому конкретному случаю и издает соответствующий приказ. В случае, о котором идет речь, юноши отказались от работы под предлогом, что производимая заводом продукция имеет прямое отношение к стрельбе. Им возражали, что порох, как и атом, успешно используется в мирных целях. Спор перешел в судебную плоскость. Уклонистов приговорили к выплате штрафа в размере 10 тысяч рублей каждого.

Счастливые исключения

Впрочем, некоторые юноши, проходящие АГС в Омске, отрабатывают свой скромный хлеб честно и нареканий от администрации не имеют. Рудольф Заак и Дмитрий Классен – подсобные рабочие в Центре восстановительной терапии «Русь». Здесь проходят лечение и реабилитацию участники боевых действий и члены их семей. У ребят много общего: оба – из омской глубинки, из больших немецких семей (в одной восемь, в другой – десять детей). Оба – старшие сыновья, выбравшие по совету родителей гражданскую службу, хотя в свое время их отцы служили и принимали присягу в Советской армии. Их предки – из меннонитов, приехавших в Россию при Екатерине Великой. Сегодня же большинство верующих омских немцев относит себя к евангельским христианам-баптистам.

Поскольку юноши принадлежат к одной конфессии, они легко нашли общий язык. Днем работают, убирая территорию, вечерами поют религиозные песни под гитару и аккордеон и читают Библию. Питаются тем же, что и пациенты Центра, деньги за это вычитают из их зарплаты. И живут, соответственно, в тех же условиях. Администрация на новых работников не нарадуется: трудовую дисциплину не нарушают, не пьют, не курят, не матерятся...

У другого альтернативщика, члена организации «Свидетели Иеговы» Александра Королева, который служит уборщиком территории в Омском областном онкологическом диспансере, строгий начальник. Завхоз Виталий Александрович Саликов – бывший мичман, человек с военной выправкой и командным голосом.

– Кто у нас не хочет держать в руках автомат, будет держать кайло и лопату и самоотверженно воевать с мусором и снегом! – чеканит завхоз. – Это я четко объяснил Александру с самого начала. Он, видишь ли, пожаловался, что работать трудно. А в армии, говорю, пацанам каково? Но сейчас дискуссии отставили. Все выполняется беспрекословно. Претензий к Александру нет. Мне бы еще таких парочку! Обратите внимание на территорию возле входа. Чисто – комар носа не подточит. Сашина территория!

Первопроходец АГС, адвентист Дмитрий Пинигин, который здесь уже упоминался, в онкодиспансере совершил, можно сказать, головокружительную карьеру. Начинал санитаром. По свидетельству коллег-профессионалов, бывал бел, как халат, когда приходилось части внутренних органов носить в лабораторию на биопсию (процедура эта кровавая!). Однако не роптал. Потом высвободилось место водителя на больничном «уазике», и Пинигин, имеющий водительское удостоверение, сел за баранку. Это «повышение» согласовали с военкоматом и Рострудом.

Споры и сомнения

В марте прошлого года вышел Указ омского губернатора «Об организации альтернативной гражданской службы на территории Омской области». Была создана комиссия под руководством областного министра труда и социального развития Андрея Бесштанько. Ей предстояло проверить всех альтернативщиков: в каких условиях они работают и живут, как складываются их отношения с работодателями. Участвовавший в проверках заместитель начальника отдела областного военкомата Александр Пунько рассказывает:

– Никаких нарушений мы не обнаружили. Однако столкнулись с проблемой: у работодателя есть вакансии, есть желание принять альтернативщиков, но предоставить им жилье он не в состоянии. Вот если б, мол, направили к нам на работу альтернативщиков-омичей, чтобы они жили у себя дома… Но это запрещено законом. Служить ребята должны вне места их проживания. Иначе что ж это за служба – у мамки под крылом! Это, конечно, мешает увеличению числа альтернативщиков.

Александр Алексеевич относится к альтернативной службе лояльно. Лишь бы, говорит, шли на нее призывники честно, а не от желания «откосить». Такой точки зрения придерживаются не все. Один из моих собеседников, офицер в отставке, отозвался об упомянутой конституционной свободе резко. Он прошел через горнило Афганистана, а его сын воевал в Чечне, оба имеют ранения и боевые награды:

– Почему наши должны защищать Родину «за того парня»? Тот парень, между прочим, живет в моей стране, получает какие-то блага от государства, хочет мира и спокойствия, но – на халяву. Что, он, в случае чего, позовет нас с сыном защищать его мать, жену, детей? Он будет давать отпор врагу нашими руками, а сам тем временем – подметать свой дворик? Я считаю, что никаких альтернатив в этих вопросах быть не должно. Альтернативная служба угрожает безопасности страны. Кому это на руку? Кто финансирует расплодившиеся в России секты? Запад! Неужели непонятно, что этот самый Запад спит и видит, как бы разоружить, развалить нашу армию? Только представьте, что будет, если все попрут в альтернативщики!

Эта гордая мужская служба

Думаю, тем не менее, что все призывники не «попрут». Поскольку в России, стране исконно православной, защита Отечества всегда считалась священным долгом гражданина. Да, протестанты и православные читают одно Священное Писание, но – прочитывают по-разному. Православный пастырь процитирует Евангелие: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – так говорил Христос ученикам на Тайной вечере. Очевидно, крестик на груди – не помеха оружию в руках, если оно направлено против вероломного врага, стремящегося захватить твою землю и уничтожить твой народ. Во все века великие русские полководцы были людьми набожными. Во все времена, даже в пору воинствующего атеизма, в Великую Отечественную войну, русские солдаты шли в бой с молитвой, а православные священники провозглашали молитвы о скорейшей победе над врагом.

Сегодня во многих воинских частях ведутся богослужения. И из окна кабинета Александра Пунько видна часовенка, стоящая прямо во дворе облвоенкомата. Однако подполковник не использует ее в качестве аргумента в разговоре, а приводит вполне мирские доводы:

– У нас за все годы существования закона АГС проходили и проходят 15 человек. Они погоды не делают. Пусть даже их будет сто пятьдесят – призыв мы не сорвем. Разнарядку Минобо-роны из года в год выполняем без труда. Так что обороноспособности страны АГС, убежден, никак не угрожает. Пусть себе служат альтернативно, если это продиктовано их убеждениями. Что же касается моего личного отношения к альтернативной службе... Полагаю, настоящий мужчина должен быть готов пойти в армию. Исполнить заповеданную предками мужскую службу. И мне кажется, абсолютное большинство наших парней это понимают...

досье

Как стать альтернативщиком?

Тот из призывников, кто захочет служить альтернативно, должен подать заявление в свой райвоенкомат за 6 месяцев до призыва. То есть те, кто должен пойти служить в нынешний осенний призыв, подавали заявления до 1 апреля, а те, кто будет призываться следующей весной, должны будут написать заявления до 1 октября.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы или учебы. Также призывник может привести в военкомат людей, согласившихся свидетельствовать, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Доводы призывника и его свидетелей рассматривает призывная комиссия, в состав которой помимо работников военкомата входят юрист, представитель духовенства, местной администрации и центра занятости населения. Если эти доводы покажутся членам комиссии убедительными, призывнику разрешат служить альтернативно.

Как только наступает срок призыва, будущий альтернативщик проходит медосмотр, получает предписание о явке к месту будущей службы, удостоверение гражданина, проходящего АГС, и воинские перевозочные документы – такие же, как у солдат. К месту службы альтернативщик отправляется своим ходом (без сопровождения, в отличие от призванных в армию). Альтернативная служба, как и срочная, экстерриториальная – то есть призывника из родных мест могут загнать за тридевять земель.

а как у них?

Первой страной в мире, утвердившей в своем законодательстве охрану прав отказников по убеждениям, стала Австралия. Первый австралийский Закон об обороне в 1903 году допустил полное освобождение от военной службы лиц, заявивших об отказе носить оружие по убеждениям.

Во Франции лица, заявившие об отказе от военной службы, отбывают повинность в нестроевых формированиях или гражданском секторе. Как правило, они привлекаются к выполнению тяжелой непрестижной работы. Продолжительность трудовой повинности 20 месяцев – в два раза больше, чем военная служба.

В Дании альтернативная служба – работа по гражданской специальности. Все доходы от нее направляются в военный бюджет.

В Италии те, кто не призывается в армию по религиозным и идейным соображениям, платят значительный налог на военные нужды.

В Венгрии право на сознательный отказ официально признано в конституции 1989 года, в преддверии вступления в Евросоюз. Законодательная база – Закон о гражданской службе. Продолжительность альтернативной службы 15 месяцев.

В Германии альтернативная служба является формой выполнения воинской обязанности признанными отказниками от военной службы по убеждениям. Она проходит преимущественно в социальной сфере, заключается в обслуживании и уходе за нуждающимися. Срок службы 13 месяцев.

В Норвегии право на отказ по убеждениям официально признано с 1922 года. В военное время отказники направляются на службу в Силы гражданской обороны.

Швейцария была одной из последних западных стран, признавшей это право и введшей АГС. В референдуме 1991 года 82,5% населения высказались за включение в конституцию права на альтернативную службу.

Что касается бывших советских республик, то альтернативная служба существует на Украине, в Армении, Латвии, Литве, Молдове, Узбекистане и Кыргызстане. Одним словом, во всех странах, где армия комплектуется на основе всеобщей воинской обязанности, каждый гражданин так или иначе обязан вносить свой вклад в дело обороны. Уклонение порой влечет уголовную ответственность.

Владимир БУЛЫЧЕВ

http://www.tribuna.ru/news/2009/06/04/news7728/


В начало | Новости | Что пишут | Библиотека | Организации | Ссылки | Для призывников | Для экспертов | О сайте | Коалиция | НВП в школе


© Центр развития демократии и прав человека, 2001-2018. Все права защищены
Сайт поддерживается Общественной инициативой «Гражданин и Армия»

Темы: